«Мобильный тьютор»: тренинг «Мечтай, планируй, достигай!» научит быть эффективным. Интервью со специалистами психологической службы

19 мая 2020 года в рамках проекта «Мобильный тьютор» состоялась второе занятие тренинговой программы "Мечтай, планируй, достигай!" для 22 обучающихся из Матвеево-Курганского района Ростовской области. Это уже не первый опыт в проведении данного мероприятия и сотрудникам психологической службы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» есть чем поделиться и о чем рассказать. Своими мыслями о проведенном тренинге с нами поделилась Людмила Владимировна Пархоменко, руководитель психологической службы, и Анна Андреевна Андросова, педагог-психолог Центра.

Как появилась идея создания тренинга «Мечтай, планируй, достигай!»?

Людмила Владимировна: Всё началось с того, что в рамках проекта #ДОМАСПОЛЬЗОЙ, мы решили провести занятие по целеполаганию и тайм-менеджменту. Получив положительную обратную связь, мы поняли, что нужно объединить усилия со специалистами проекта «Мобильный тьютор» и транслировать идеи тайм-менеджмента на широкую аудиторию. В период мировой пандемии и перехода на временное дистанционное обучение это крайне важно и актуально. Многие дети столкнулись с проблемой потери мотивации и интереса, а родители с переживаниями о подготовке к экзаменам. Они не знают, что ожидать, и это дезориентирует. Наша психологическая служба задалась целью научить детей планировать свое время, что может быть использовано, как некий прием для снятия тревоги. Психологически доказано, что если человек контролирует свое время, свой день, то у него появляется осознанность и понимание, что будет дальше. И такая «расстановка по полочкам» в голове успокаивает и настраивает на более благоприятное времяпрепровождение.

Как подбирался методический материал?

Анна Андреевна: Мы подбирали именно те инструменты, которые работают у нас и у других. Исходили из своих определённых наработанных методик, проверенных временем. В основу легли именно те, которые могут качественно изменить жизнь наших обучающихся, сделать её более эффективной. Главное, что мы хотели донести – это то, что методы тайм-менеджмента и постановки целей существуют не только для выполнения различных дел, которыми окружена наша жизнь. В большей степени их нужно применять для того, чтобы наполнить её приятными впечатлениями и моментами, из которых жизнь и должна состоять.

Людмила Владимировна: При составлении материала были использованы как наши отечественные источники, так и наработки зарубежных коллег. Мы ориентируемся не только на известные, базовые книги по тайм-менеджменту, целям и планированию, например: «Результативный тайм-менеджмент» Брайана Трейси или труды Глеба Архангельского («Тайм-менеджмент», «Тайм-драйв» - прим. ред.), но и на абсолютно новые книги, в которых даются лёгкие и смешные определения для простоты запоминания новых теорий.

Какие принципы и знания лежат в основе тренинга?

Анна Андреевна: В течение тренинга мы говорим о разных методиках контроля времени. Например, известная миру «Матрица Эйзенхауэра», придуманная 34 президентом США - один из приемов тайм-менеджмента для определения приоритетов дел дня. Матрица выглядит как таблица 2х2 с названиями ячеек «Важно – Неважно» по горизонтали и «Срочно - не Срочно» по вертикали. Напоминаем участникам о «Принципе парето» - только 20% усилий приносят 80% результата, и о законе оптимума мотивации, который был выявлен в ходе проведения психологических экспериментов. Этот закон гласит: для достижения результата должна быть средняя мотивация. Если мотивация будет завышена, то и результаты окажутся низкими.

Людмила Владимировна: Если даже на сегодняшний день участники не готовы на все сто процентов начать следовать новым умениям, то на вооружение эти методики возьмутся ими точно. Основная мысль, которая останется с каждым их них – к любой постановке цели нужно подходить осознанно и уделять ей достаточное количество времени, тогда она будет быстрее и проще достигнута. Полученные знания сегодня обязательно пригодятся ребятам не только в подростковой жизни, но и в жизни взрослого.

Анна Андреевна: Мы получили большое количество отзывов от участников, которые поделились, что такие занятия важны и нужны. Ведь не каждому легко в домашней атмосфере взять себя в руки и сказать: «Пора учиться!». Поэтому помимо тренинга в рамках проекта мы разработали цикл мастер-классов, посвященных гибким навыкам, один из которых посвящен эффективным навыкам планирования и постановки целей.

Формат работы проекта «Мобильный тьютор» позволяет транслировать опыт Регионального центра по выявлению и поддержке одаренных детей, расширять горизонты возможностей обучающихся, прививать эффективные навыки и способствовать их становлению как в образовательной деятельности, так и в других сферах жизни. Мероприятия проекта организуются и проводятся с целью развития сети взаимодействия по выявлению и поддержке одаренных детей, а также расширения единого образовательного пространства Ростовской области.

В ближайшие время в рамках «Мобильного тьютора» состоятся лекции для педагогов «Особенности преподавания математики с использованием дистанционных технологий», «Ресурсы и методики олимпиадной подготовки в обществознании при использовании дистанционной формы обучения».