Психолог - родителям

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У РЕБЕНКА

Депрессия (от лат. depressio – подавление) - психическое расстройство, в тяжелых случаях характеризующееся «депрессивной триадой»:

  • снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония),
  • нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее),
  • двигательной заторможенностью.

Депрессивное настроение в некоторых случаях может быть нормальной временной реакцией на жизненные события, как, например, потеря близкого человека. Также депрессия может быть симптомом некоторых физических заболеваний и побочным эффектом некоторых препаратов и лечения. В любом случае, игнорировать ее нельзя.

 Как же понять, что мы имеем дело с признаками депрессии у ребенка? Скорее всего, мы будем наблюдать несколько из этих особенностей:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • не проходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • частое обсуждение темы смерти, загробной жизни.

 

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

 

Чем опасна депрессия?

В отсутствие лечения депрессия может привести к попытке самоубийства, отчуждению от окружающих, отказу от выполнения большинства жизненных функций.

    Анализ содержания психотравмирующих ситуаций среди подростков показал следующее – в большинстве случаев к  покушению  на  самоубийство  приводят  семейные конфликты – более 50 %, значительно реже с одинаковой частотой – конфликты со сверстниками и любовные  конфликты –  около  13 %,  школьные  конфликты предшествуют парасуицидам – более 8 %.

В связи с этим основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться.

 

Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  1. Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  2. Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  3. Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои пожелания по организации свободного времени ребенка.
  4. Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг, просмотр фильмов и многое другое.
  5. Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  6. Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

 

Куда обратиться за помощью?

Для начала можно записаться на прием к психологу, который, побеседовав с семьей, сможет сделать вывод – имеем ли мы дело с депрессией или это что-то другое. Выход есть всегда! Но, чтобы его найти, часто нужен специалист.

 

Психологи ГБУ ДО РО «Ступени успеха» готовы прийти на помощь. Запись по телефону 240-70-02.

 

Статью подготовила педагог-психолог Пуголовкина К.О.

Давайте оглянемся вокруг…

Практически в каждом классе есть ученики, которые по тем или иным причинам могут подвергаться нападкам и оскорблениями со стороны своих одноклассников. Не понравиться может что угодно – внешний вид, темперамент, когда подросток «не такой как все» или негативная (часто искаженная или лживая) информация о жертве. Более того, успешные и талантливые ученики также могут становиться изгоями.

Школьная травля не является чем-то уходяще-приходящим. Насмешки, нападки, а иногда и избиения могут происходить годами.

Такое поведение называется буллинг. Это форма жестокого обращения, при которой физически и психически сильный индивид (или группа) получает удовольствие, целенаправленно насмехаясь, издеваясь и унижая более слабого.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга:

Ребенок/подросток не хочет ходить в школу

 

Возвращается из школы подавленным

 

Плачет без очевидной причины

 

Одинок

 

Мало говорит о своей школьной жизни

 

Его никто не приглашает в гости и сам он никого не приглашает.

 

Часто сторонние наблюдатели буллинга – дети, взрослые, педагоги, боящиеся вмешиваться, показывают свое бессилие или безразличие. В результате травля расцветает и приживается в классе, школе.

Что делать???

Не молчать! Если видите что-то подобное, происходящее рядом – обратитесь к классному руководителю или администрации школы.

Как можно изменить ситуацию?

  • твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
  • последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил,      
  • наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов. 
  • теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых.

 

В чем нуждается жертва буллинга?

В готовности родителей и специалистов понимать трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: не обвинять ребенка в том, что он стал объектом травли и предпринимать конкретные действия для того, чтобы травля прекратилась.

Но в помощи нуждается не только жертва буллинга, но и сам преследователь. Ведь такое поведение – не результат объективной силы, а неумение справиться со своими трудностями конструктивным способом.

 

Если Вы или Ваши знакомые столкнулись с чем-то подобным, приходите на психологическую консультацию.

Записаться можно по телефону 240-70-02 (каб 105)

 Статью подготовила заместитель директора по организационно-массовой работе Стольникова Валерия Сергеевна

  • Часть 1

    Что Вам приходит в голову, когда Вы  думаете об идеальном родительстве?

    Мне – спокойный сосуд тонкого стекла, наполненный хрустально чистой водой. Вода может тихо журчать, успокаивая все вокруг, но никогда не будет бурлить, расплескиваться и накрывать кого-то волнами.

     В жизни все не так. И я тоже в своем родительстве не всегда этот самый сосуд.

     

    Давайте представим две ситуации. Исходная одна – Вы возвращаетесь с работы, а дома ребенок навел максимальный беспорядок. Вводные разные. В первом случае на работе был тяжелый день. В отпуск в назначенный день уйти не получилось. Премии нет. Да и с друзьями-подругами-родственниками не обсудишь. У всех свои проблемы. Что будет по возвращению домой? Правильно! Крик и вопль. Злость мы конечно сбросим, но вот научить ребенка наводить порядок у нас получится вряд ли. Вводная другая. Все складывается отлично. День был хороший. Прибавку дали, по дороге заскочили купить чего-то вкусненького, муж/жена на вечер выбрали отличный фильм. Какова будет реакция на беспорядок? Может, и поругаем, но шансов обсудить с ребенком произошедшее существенно больше. А значит, он не просто уяснит, что был неправ, но и сможет (очень надеюсь) в следующий раз как-то по-другому с порядком обойтись.

             Между двумя ситуациями разница только в одном – в ресурсе. Это та база, которая позволяет действительно учить ребенка, а не ждать когда же он наконец вырастет и поймет все сам. Даже в самолетах учат – маска  сначала на себя, потом на ребенка. И о ресурсах мы тоже должны позаботиться сами.

             Для начала ответьте на три простых вопроса.

    1. Тратил(а) ли я за последнюю неделю время на себя?
    2. Тратил(а) ли я за последнюю неделю деньги на себя?
    3. Общался(лась) ли я за последнюю неделю с кем-то, кому от меня ничего не было надо?

    Если нет – начинаем восполнять. Потому что от счастьях и спокойствия родителей будет зависеть качество воспитания детей.


     Статью подготовила заместитель директора по организационно-массовой работе Стольникова Валерия Сергеевна

 

    Уроки. Помогать или нет?