Психолог - родителям

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У РЕБЕНКА

Депрессия (от лат. depressio – подавление) - психическое расстройство, в тяжелых случаях характеризующееся «депрессивной триадой»:

  • снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония),
  • нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее),
  • двигательной заторможенностью.

Депрессивное настроение в некоторых случаях может быть нормальной временной реакцией на жизненные события, как, например, потеря близкого человека. Также депрессия может быть симптомом некоторых физических заболеваний и побочным эффектом некоторых препаратов и лечения. В любом случае, игнорировать ее нельзя.

 Как же понять, что мы имеем дело с признаками депрессии у ребенка? Скорее всего, мы будем наблюдать несколько из этих особенностей:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • не проходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • частое обсуждение темы смерти, загробной жизни.

 

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

 

Чем опасна депрессия?

В отсутствие лечения депрессия может привести к попытке самоубийства, отчуждению от окружающих, отказу от выполнения большинства жизненных функций.

    Анализ содержания психотравмирующих ситуаций среди подростков показал следующее – в большинстве случаев к  покушению  на  самоубийство  приводят  семейные конфликты – более 50 %, значительно реже с одинаковой частотой – конфликты со сверстниками и любовные  конфликты –  около  13 %,  школьные  конфликты предшествуют парасуицидам – более 8 %.

В связи с этим основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться.

 

Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  1. Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  2. Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  3. Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои пожелания по организации свободного времени ребенка.
  4. Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг, просмотр фильмов и многое другое.
  5. Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  6. Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

 

Куда обратиться за помощью?

Для начала можно записаться на прием к психологу, который, побеседовав с семьей, сможет сделать вывод – имеем ли мы дело с депрессией или это что-то другое. Выход есть всегда! Но, чтобы его найти, часто нужен специалист.

 

Психологи ГБУ ДО РО «Ступени успеха» готовы прийти на помощь. Запись по телефону 240-70-02.

 

Статью подготовила педагог-психолог Пуголовкина К.О.

Давайте оглянемся вокруг…

Практически в каждом классе есть ученики, которые по тем или иным причинам могут подвергаться нападкам и оскорблениями со стороны своих одноклассников. Не понравиться может что угодно – внешний вид, темперамент, когда подросток «не такой как все» или негативная (часто искаженная или лживая) информация о жертве. Более того, успешные и талантливые ученики также могут становиться изгоями.

Школьная травля не является чем-то уходяще-приходящим. Насмешки, нападки, а иногда и избиения могут происходить годами.

Такое поведение называется буллинг. Это форма жестокого обращения, при которой физически и психически сильный индивид (или группа) получает удовольствие, целенаправленно насмехаясь, издеваясь и унижая более слабого.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга:

Ребенок/подросток не хочет ходить в школу

 

Возвращается из школы подавленным

 

Плачет без очевидной причины

 

Одинок

 

Мало говорит о своей школьной жизни

 

Его никто не приглашает в гости и сам он никого не приглашает.

 

Часто сторонние наблюдатели буллинга – дети, взрослые, педагоги, боящиеся вмешиваться, показывают свое бессилие или безразличие. В результате травля расцветает и приживается в классе, школе.

Что делать???

Не молчать! Если видите что-то подобное, происходящее рядом – обратитесь к классному руководителю или администрации школы.

Как можно изменить ситуацию?

  • твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
  • последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил,      
  • наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов. 
  • теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых.

 

В чем нуждается жертва буллинга?

В готовности родителей и специалистов понимать трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: не обвинять ребенка в том, что он стал объектом травли и предпринимать конкретные действия для того, чтобы травля прекратилась.

Но в помощи нуждается не только жертва буллинга, но и сам преследователь. Ведь такое поведение – не результат объективной силы, а неумение справиться со своими трудностями конструктивным способом.

 

Если Вы или Ваши знакомые столкнулись с чем-то подобным, приходите на психологическую консультацию.

Записаться можно по телефону 240-70-02 (каб 105)

 Статью подготовила заместитель директора по организационно-массовой работе Стольникова Валерия Сергеевна

  • Часть 1

    Что Вам приходит в голову, когда Вы  думаете об идеальном родительстве?

    Мне – спокойный сосуд тонкого стекла, наполненный хрустально чистой водой. Вода может тихо журчать, успокаивая все вокруг, но никогда не будет бурлить, расплескиваться и накрывать кого-то волнами.

     В жизни все не так. И я тоже в своем родительстве не всегда этот самый сосуд.

     

    Давайте представим две ситуации. Исходная одна – Вы возвращаетесь с работы, а дома ребенок навел максимальный беспорядок. Вводные разные. В первом случае на работе был тяжелый день. В отпуск в назначенный день уйти не получилось. Премии нет. Да и с друзьями-подругами-родственниками не обсудишь. У всех свои проблемы. Что будет по возвращению домой? Правильно! Крик и вопль. Злость мы конечно сбросим, но вот научить ребенка наводить порядок у нас получится вряд ли. Вводная другая. Все складывается отлично. День был хороший. Прибавку дали, по дороге заскочили купить чего-то вкусненького, муж/жена на вечер выбрали отличный фильм. Какова будет реакция на беспорядок? Может, и поругаем, но шансов обсудить с ребенком произошедшее существенно больше. А значит, он не просто уяснит, что был неправ, но и сможет (очень надеюсь) в следующий раз как-то по-другому с порядком обойтись.

             Между двумя ситуациями разница только в одном – в ресурсе. Это та база, которая позволяет действительно учить ребенка, а не ждать когда же он наконец вырастет и поймет все сам. Даже в самолетах учат – маска  сначала на себя, потом на ребенка. И о ресурсах мы тоже должны позаботиться сами.

             Для начала ответьте на три простых вопроса.

    1. Тратил(а) ли я за последнюю неделю время на себя?
    2. Тратил(а) ли я за последнюю неделю деньги на себя?
    3. Общался(лась) ли я за последнюю неделю с кем-то, кому от меня ничего не было надо?

    Если нет – начинаем восполнять. Потому что от счастьях и спокойствия родителей будет зависеть качество воспитания детей.


     Статью подготовила заместитель директора по организационно-массовой работе Стольникова Валерия Сергеевна


          Проблема воровства чаще всего воспринимается родителями как  поведение из категории «стыдных проблем». А ложь детей и подростков  может вывести из равновесия любого родителя!

          Я предлагаю Вам, дорогие  родители, не относить ребенка со склонность ко лжи и воровству к категории детей, которых необходимо дисциплинировать и наказывать. На самом деле такие дети и подростки, нуждаются в нашей  с Вами помощи.

Моя позиция исходит из популярной на сегодняшний день в психологии теории привязанности. Исходя из этой теории, проблемное поведение ребенка начинается в тот момент, когда он испытывает тревогу из-за ненадежного контакта с родителями или значимыми близкими взрослыми. Формирование привязанности это ранний и очень важный опыт развития ребенка.

          Хороший детско-родительский контакт формирует у ребенка желание подражать  взрослому, соответствовать родительскому ожиданию, так как он дорожит отношениями. До подросткового возраста ребенок стремится совершать поступки в соответствии с нормами, заложенными значимыми взрослыми. Так формируется совесть, которая в свою очередь является «прививкой» от деструктивных  поступков. К подростковому возрасту  ценности и нормы начинают встраиваться в психику ребенка как инструмент для  руководства как поступать в той или иной ситуации уже с опорой на себя, без родителей.

          Для профилактики ситуаций, когда дети берут чужое, необходимо рассмотреть причины такого поведения.

 

Полевое поведение.

          Приведу пример. Ребенок дошкольник или младший школьник приносит домой новую игрушку или  яркую канцелярию. На вопрос родителей, откуда это у него, дает простой ответ: «Гномики подарили». Ребенок не может объяснить,  зачем он взял чужую вещь. Такой детский опыт, если вспомнить, есть у каждого второго взрослого. Полевое поведение можно объяснить слабой волевой регуляцией, отсутствием прогноза последствий своих действий, и самое главное, у ребенка недостаточно развито  понимание границ между тем, что является своим, а что чужим. Как реагировать родителям в таких случаях?  Обязательно назвать поступок понятным для ребенка языком: это присвоение чужого имущества. Важно выражать позицию, что в вашей семье так поступать  не принято. И главное, что бы закрепить нравственное поведение, нужно дать возможность ребенку исправить ситуацию. Важен опыт, когда ребенок возвращает вещь сам, так он учится  встречаться с результатами своих поступков. Важно чтобы родители сопровождали ребенка во время этого мероприятия. Ребенку необходимо, чтобы ему сочувствовали и поддерживали. Таким образом, родители делают важное разделение: поддерживают, любят ребенка и не соглашаются, порицают его поступок.

           Хорошая практика, когда родители проявляют уважение к границам ребенка, например, спрашивают можно ли взять его вещи, можно ли войти в его комнату. Только зная свои границы, наши дети учатся уважать границы других людей.

«На слабо!»                           

     Воровство за компанию, просто подурачиться, посоревноваться в том  кто вытащит из магазина больше вещей  - к сожалению не редкость рискованных развлечений подростков, о последствиях которых они  задумываются позже. На комиссии по делам несовершеннолетних часто рассматривают протоколы по поводу краж несовершеннолетними. Это происходит в присутствии родителей и чаще подростку очень стыдно. Но это целебный стыд, который пробуждает совесть. Такой опыт для подростка, который дорожит честью семьи, не хочет потерять с родителями контакт, становится уроком раз  и  навсегда.

«Клин клином»

          Подростки, которые переживают трудные чувства и не умеют их выражать, разделять с кем либо, оставаясь в одиночестве, нередко избирают способ снятия напряжения воровством. Часто украденные вещи для подростка малоценны. Он понимает, что берет чужое, но в этом и  смысл – испытать выброс адреналина и снизить душевную боль тревогой другого качества. В таких случаях важно обратиться за помощью к психологу. Постараться наладить контакт с подростком и понять его. Чтобы он мог с вами, родителями разделить свою боль. Сначала поддержка, а потом обучение моральным принципам!

«Пора  бить тревогу!»

         Пожалуй, это самый злокачественный  вид воровства, когда подросток прекрасно осознает,  где свое, а где чужое. Берет чужие вещи намеренно и имеет корыстные цели, но самое главное его не мучает совесть и останавливаться в воровстве  он не собирается. Про таких детей и подростков можно сказать, что им нечего терять. Как правило, они не знают, что значит доверять взрослому, быть в хорошем дружеском контакте с родителями им не известно.  Но все же попытаться изменить ситуацию стоит! Никогда не поздно дать человеку шанс на изменение, особенно незрелому. Важно заново строить доверительные отношения, поверить в него. Важно также, дать возможность  подростку встретиться с результатом своих поступков. Не стоит «выгораживать» его. Ребенку нужно повзрослеть, учиться брать на себя ответственность.

 

Что касается склонности детей и подростков ко лжи. Выделю два вида:

  1. «Полет фантазий».

          Часто на консультациях от родителей я слышу раздражение в адрес детей, из-за того, что они много фантазируют, сочиняют то, чего нет или невыполнимо. Например, покупки или путешествия, которые семье не по карману. Оказывается, поддерживать проявление фантазий  и воображения ребенка очень важно, таким образом, он учится необходимому в жизни навыку - формировать успех. Родителю лишь необходимо разделять: на события реальные и на мечты.  Вопросы очень поддерживают ребенка, например, такие как: каким было бы наше путешествие, если бы мы поехали? Мечтайте и творите вместе с детьми!

  1. «Ложь во благо».

           Часто от родителей я слышу высказывания: «ненавижу вранье!», «не смогу простить ложь!». Наверное, родители сейчас будут удивлены, но я действительно считаю, что ложь это приспособление ребенка в условиях, когда на него давят, выдвигают непосильные требования, он чувствует риск быть застыженным. Получается, когда ребенок не договаривает, изменяет факты в свою пользу, он таким образом, выстраивает с родителями границы для того чтобы быть в безопасности.

          Я хочу порекомендовать родителям эффективный метод - посмотреть на ребенка как будто заново! Это хороший способ, как говорят психологи «обнулить»  свое отношение к нему. Посмотреть с уважением на ребенка и постараться увидеть его потребности. Важно понять, от чего он хочет защититься. Необходимо подумать, какие семейные правила и договоренности следует пересмотреть, обновить, с учетом мнения ребенка.

           Мне хочется пожелать Вам, дорогие родители, успехов  в нелегком, но очень важном пути -  пути ответственного родительства!

 

Материал подготовлен руководителем психологической службы ГБУ ДО РО «Ступени успеха», педагогом-психологом высшей категории  Пархоменко Людмилой Владимировной.

Тема формирования зависимостей очень волнительна и актуальна. В эпоху потребления соблазн так велик, что получить зависимость от тех или иных веществ, гаджетов, интернета, мнения других людей очень высок.

Нам, родителям, хочется, чтобы наши дети были свободны от подобных страстей. Чтобы они росли самостоятельными, независимыми и успешными. Что же мы можем сделать? Как правильно построить профилактическую работу?

Как говорят наркологи, лучше не начинать экспериментировать с опасными веществами и отношениями, которые могут разрушить человека в различных областях жизни, чтобы потом не пытаться от этого избавиться. Доказано, что помимо генетической предрасположенности, существует социально-поведенческая предрасположенность к алкоголю и психоактивным веществам. Это значит, что дети не просто наследуют у нас скорость формирования зависимости, а берут образцы способов совладания с трудной ситуацией или модель проведения досуга.

Осознанность поведения - это стратегия, когда мы, взрослые, являясь примером для наших детей, начинаем освобождаться от ритуалов и традиций, способствующих формированию зависимого поведения. Речь идет в первую очередь о культурных традициях проведения праздников. Практически любое событие в нашей культуре сопровождается у большинства употреблением горячительных напитков, будь то свадьбы, дни рождения или поминки. Мы уже и не задумываемся, какую смысловую нагрузку в подобных мероприятиях несет алкоголь: утешающую, увеселительную или сближающую. Ответьте себе на вопрос – сможете ли вы сами с удовольствием провести время в компании друзей, если не будет алкоголя? Легко ли вы находите варианты проведения досуга без тостов и шумных застолий? Что конкретно видят ваши дети и довольны ли вы этим?

  Подростки, подражая нам, взрослым, также наделяют алкоголь различными смыслами, не связанными с реальным содержанием события.  Например, инициация во взрослую жизнь. Первые пробы склеиваются в сознании подростка с тем, что он уже стал взрослым. Происходит как бы «ускорение» в совершеннолетие. Особенность подросткового возраста- практически навязчивое стремление стать взрослым. А как могут почувствовать себя взрослыми ваши дети? Возможно, у них появляются новые права и обязанности, к их мнению начинают прислушиваться в семье? Эти и другие подобные приемы способствуют взрослению ребенка без необходимости во внешнем, иллюзорном признании.

Еще одна причина, по которой подростки прибегают к алкоголю или наркотическим веществам - непереносимость собственных переживаний. В нашей культуре не принято уделять время чувствам и эмоциям. Неумение распознавать и выражать свои чувства формирует эффект непереносимости, тяжести от переживаний. Чтобы снизить этот накал, люди часто прибегают к способу запить или заесть стрессы. Этот метод становится привычным и легко доступным как у взрослых, так и у подростков.

Развитие эмоционального интеллекта – наиважнейшая задача воспитания. Как часто мы слышим, что мальчики не плачут, а серьезных проблем в младшем возрасте нет. А слышали ли вы это в своем детстве и как вам с этим жилось и живется? Надо ли транслировать воспитательные установки наших предков по умолчанию или принять тот факт, что жизнь меняется и подход к принятию чувств следует переосмыслить? Предлагаю начать с мысли, что любое переживание важно. И, может быть, с позиции нашего опыта ничего сложного нет, но подросток может на самом деле не справляться с переживаниями, не видеть выхода из ситуации или стыдиться того, что с ним происходит (и здесь не забываем о возрастном и очень сильном влиянии группы на мнение подростка о себе).

  Что же еще будет увеличивать риск развития зависимого поведения?  В первую очередь, нарушение личных границ внутри семьи и жесткий контроль.  Многие из нас пребывают в иллюзии, что контролируя ребенка, смогут уберечь его от влияния среды. Но это не так… Мы на можем обеспечить круглосуточный и круглогодичный контроль. Взрослые болеют, уезжают в командировку, отвлекаются на свои дела. И как раз в этот момент сдерживаемый ранее подросток может «пуститься во все тяжкие», стремясь сделать все то, что доступно другим (или может быть доступным, как ему кажется). Наша задача не быть надзирателями нашим детям, а научить их самостоятельно делать выборы, отвечать за свои поступки, быть осознанным.

Поэтому важно начинать изменение с себя и обучать ребенка самостоятельности и ответственности с раннего возраста. Важно обучать ребенка прислушиваться к себе.

 Задача родителей - обучить ребенка трем базовым навыкам:

  1. Умение осознавать и выражать свои чувства
  2. Умение справляться со стрессом: с помощью релаксации, медитации, физической активности, выражения чувств.
  3. Навыки эффективной коммуникации: просить помощь, отказывать, выражать свое мнение.

Будьте другом вашим детям. Но умейте и управлять и направлять. Будьте ласковыми и в меру строгими. Сохраняйте семейные традиции и будьте критичны к тем из них, которые устарели. Будьте счастливы!

Статью подготовили:

руководитель психологической службы, педагог-психолог высшей категории

Пархоменко Людмила Владимировна,

заместитель директора по организационно-массовой работе,

педагог-психолог высшей категории

Стольникова Валерия Сергеевна.

Памятка разработана Филиалом ФБУЗ «ЦГ и Э в РО» в г. Ростове-на-Дону.


Мы заботимся не только о здоровье обучающихся и их родителей, но и о их бабушках и дедушках. В целях улучшения психологического здоровья граждан старшего возраста в период самоизоляции, филиалом ФБУЗ «ЦГ и Э в РО» в г. Ростове-на-Дону была разработана памятка «Как жить на самоизоляции рекомендации для пожилых людей».


Сложно представить жизнь современных людей без смартфонов и компьютеров, с помощью которых можно в любой момент скачать книгу, найти интересный фильм, послушать музыку, пообщаться, а также поиграть в игры.

Неудивительно, что постепенно для ребенка компьютер становится другом, учителем и любимой игрушкой, причем игрушкой иногда намного чаще, чем хотелось бы родителям.

Многие родители обеспокоены тем, что увлечение компьютерными играми таит в себе большую опасность для здоровья и психики их детей, однако воспринимать компьютер, а в частности и компьютерные игры, как абсолютное зло, было бы в корне неверно.

Многочисленные исследования выявили также положительные моменты от компьютерных игр. Это тренировка внимания, памяти, повышение скорости реакции, улучшение глазомера и мелкой моторики, развитие воображения, интуиции, внимательности, логического мышления, умения прогнозировать ситуацию и принимать решения.

Игра на сегодняшний день является одним из самых эффективных методов обучения людей любого возраста, и не только людей: роботы с искусственным интеллектом тоже эффективнее всего учатся, участвуя в игре либо наблюдая за ней. Образовательные программы, построенные на игровой механике или на базе компьютерной игры, вызывают больший интерес у детей, сильнее вовлекают их в учебный процесс и увеличивают уровень мотивации к выполнению заданий.

Сами по себе игры не могут нанести вред психике и здоровью человека. Имеет значение то, каким образом они используются, нет ли чрезмерного увлечения ими, не подменяют ли они учебу, работу и другие сферы жизни. Если компьютерные игры используются для отдыха и досуга, то игровая зависимость не возникнет.

Важно учитывать реальные факторы риска развития игровой зависимости, смотреть на то, что происходит в жизни ребенка: трудности в отношениях с другими детьми, отсутствие поддержки родителей, наличие других зависимостей и серьезных стрессовых ситуаций. В таких ситуациях нужно очень внимательно следить за тем, сколько времени уделяется играм, не возникает ли злоупотребление ими.

 

Будут ли компьютерные игры вредны или пойдут на пользу ребенку, зависит от частоты и продолжительности его игры на компьютере, а также от того, в какие именно игры он играет.

Как же помочь ребенку рационально распределить время на игровой «отдых» и учебу? В какие игры играть можно, а каких стоит опасаться? Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.

 

Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?

Педиатры и психологи едины во мнении относительно допустимого времени, которое могут проводить дети разного возраста за компьютером:

  • подросткам 12-16 лет в день можно проводить за ПК не более 2 часов с перерывом на 10-15 минут;
  • детям 7-12 лет ‒ разрешается 1 час;
  • в 6 лет можно сидеть за компьютером не более получаса;
  • ребенку 5 лет допустимо начинать с 15-20 минут в день;
  • для малышей до 5 лет ПК должен находиться под запретом.

Однако, в современных реалиях, компьютер используется школьниками в разы больше, чем допустимо. Вся литература, вся информация для рефератов и проектных работ, даже обратная связь от педагогов идет через интернет. Поэтому, ученикам средней и старшей школы можно позволять увеличивать время на 1-2 часа в день. Тем более, если подростком использовались все 2 допустимых часа на подготовку к школе, то еще один час можно отвести отдыху с помощью игр.

 

В какие игры можно играть детям?

Нередко взрослые не воспринимают всерьез компьютерные игры детей, понятия не имеют, во что они играют. В этом скрывается большая опасность. Постарайтесь вникнуть в суть любимой игры своего ребенка, тогда вы сможете проконтролировать их содержание, а в случае, если обнаружите сцены насилия и жестокости, спокойно, но твердо, обсудить вопросы исключения таких «стрелялок» из «игрового репертуара».

Также, в описании каждой игры, будь то игра из интернет- или обычного магазина, есть информация о возрастных ограничениях. С помощью этой информации вы можете дополнительно убедиться в том, не нанесет ли игра вреда здоровью и психике вашего ребенка.

Международная классификация по возрастным ограничениям:

  • «Для детей младшего возраста» – игра подходит для детей от трех лет и старше;
  • «Для всех» – содержание вполне подходит для возрастной категории от шести лет и старше;
  • «Для всех от десяти лет и старше»;
  • «Подросткам» – игра подходит для лиц от 13 лет и старше, но не подходят для лиц младше 17 лет;
  • «Только для взрослых» – содержание игры подходит только для взрослых старше 21 года.

 

Важно отношение родителей к компьютерным играм

Если сами родители не в силах справиться с постоянным желанием обновлять ленты социальных сетей и электронную почту, то никакие разговоры о вреде компьютера не будут иметь желаемых результатов.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут родителям установить для ребенка здоровый режим между отдыхом с гаджетами и учебой:

  • Не обесценивайте увлечение ребенка компьютерными играми, не называйте их «бесполезными» и «глупостью». Уважайте их интерес. Так у вас сформируются доверительные отношения, а вероятность того, что ребенок прислушается к вашим словам о вреде чрезмерных игр, будет выше.
  • Будьте примером. Используйте гаджеты и компьютер умеренно.
  • Помогайте детям в выборе компьютерных игр.
  • Заранее обговаривайте временные рамки нахождения за компьютером. Четко придерживайтесь их. Если сказали «до 9», то никаких «ну ладно, еще только полчасика».
  • Чаще проводите время вместе, интересуйтесь увлечениями ребенка, помогайте ему в выборе новых кружков и секций.
  • Поощряйте живое общение ребенка со своими друзьями и сверстниками.

 

Активные родители, которые могут и хотят разнообразить семейный досуг, сами являются подтверждением того, что компьютер – всего лишь приложение, бытовой прибор и «игрушка», которая не заменит живого общения и тепла. Конечно, нужный и важный в быту элемент, но неспособный заменить реальную яркую и интересную жизнь!

 

Статью подготовила Андросова Анна Андреевна, педагог-психолог государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха»

Как научить ребёнка добиваться поставленных целей?

Дуева Алина Сергеевна, педагог-психолог государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха»

В современном мире для детей открываются безграничные возможности для самореализации. Однако, когда таких возможностей и интересов у ребёнка слишком много, достичь какой-либо конкретной цели становится непросто. Детские психологи выделяют некоторые направления в общении с детьми, которые помогут научить ребёнка добиться намеченной цели и не бросать дела на полпути.

Объяснить пользу трудностей

Зачастую какое-то увлечение ребёнок бросает после столкновения с трудностями. Нравилось мальчику играть в футбол, иногда даже забивал голы, все, да и он сам, радовались этому. Но для более серьёзных игр нужно было много тренироваться. А это тяжело, иногда скучно, иногда больно… Тренер кричит, потому что не всё получается, дома ребёнок заявляет, что больше ни на какую тренировку не пойдёт. В такой момент родители должны объяснить, что неудача – это очередная ступенька к достижению успеха. Ребёнок должен понять, что подобные сложности – не повод бросать спорт, результат обязательно придёт, если серьёзно относиться к тренировкам. Все эмоции ребёнка, связанные с возникшими трудностями, необходимо обязательно проговорить. Также необходимо объяснить, что полностью разделяете и понимаете его чувства, в то же время ребёнок должен осознать, что родители верят в его силы. После этого двигаться к намеченной цели ему станет значительно проще.

Мотивировать завершать дела до конца

Психологические тренинги для взрослых предлагают такую методику: если возникает чувство, что в каком-либо процессе иссяк запал, необходимо мотивировать себя чем-то приятным по окончании дела. Аналогичный подход работает и с детьми. «Приберёшься в своей комнате – играй пару часов на компьютере, прочитаешь книги, которые задали на лето – дополнительно получишь деньги на карманные расходы» - мотивация для ребёнка должна быть здесь и сейчас, он должен реально представлять её границы. Отдалённая мотивация в призрачном будущем будет воспринята ребёнком определением «никогда!».

Искать примеры

Со сложными и тяжёлыми делами проще справиться, когда есть пример кумира или авторитетного в глазах ребёнка человека. Возможно, ваш ребёнок прислушивается к мнению кого-то из ваших родственников, возможно, у него есть кумир и стоит узнать о его жизни и пути к успеху, вполне вероятно, что его история послужит отличным примером для мотивации вашего ребенка.

Не дать заскучать

Очень часто бывает, что в каком-либо начинании ребёнку со временем просто становится скучно. Безусловно, в жизни ребёнка слишком много всего интересного, есть желание попробовать что-то новое, ведь, по мнению ребёнка, то, чем он занят – скучно, рутинно и однообразно. Однако любое дело со временем превращается в рутину. Родителям важно объяснить ребёнку перспективы его занятий, вспомнить, с чего и для чего вообще всё начиналось. Необходимо постараться убедить ребёнка продолжать заниматься определённо обозначенный период времени, по истечении которого будет вполне понятно, его это дело или нет. И в этом случае к желаниям ребёнка нужно прислушиваться.

Не забывать хвалить

Очень часто бывают ситуации, когда, делая большое дело, нет чувства продвижения вперёд. Как следствие – процесс притормаживается, интерес пропадает, мотивация снижается. До определённого возраста ребёнок оценивает уровень своего успеха, исходя из того, хвалят его или нет. Хвалить необходимо правильно – важно оценивать не личность ребёнка, а его действия. Если ребёнок ощущает достижение успеха в каком-либо начинании, то возникает желание двигаться вперёд и завершить начатое дело.

Сдаться всегда просто, а вот найти силы двигаться вперёд довольно сложно, тем более для ребёнка, задача родителей – оказать максимальную помощь во всех начинаниях ребёнка.

Правильные приоритеты

Пархоменко Людмила Владимировна, заведующая отделом психологической службы государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Ростовской области «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха»

Расставлять приоритеты нам приходится в своей жизни не раз. То, что мы выбираем, влияет на наши результаты.

Зачем нужен здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни помогает выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать планы, справляться с трудностями. Мы все время выбираем: быть здоровыми и красивыми, спортивными и привлекательными, бодрыми и уверенными в себе.

Сейчас может показаться, что совершенно не важно думать о здоровье в молодом возрасте.

Но развитие правильных привычек в юном возрасте упростит задачу их поддержания, когда вы станете старше. Эти привычки должны распространяться на все аспекты вашей жизни и значимо влиять на совершаемые вами поступки. Здоровый образ жизни также поможет обеспечить вам безопасность и благополучие в общении в трудный период перехода от подросткового возраста к осмысленной взрослой жизни.

Многое у вас есть, уже сейчас - это просто важно ценить: здоровье, семья, друзья, возможность учиться, возможность заниматься спортом и творчеством. Это ресурсы, которые являются приоритетными и дают ощущение счастья и успеха. Обычно люди начинают остро чувствовать нехватку, когда эти блага теряют.

Итак, как вести здоровый образ жизни? Это:

1. Быть активным. Например, выбрать спорт по душе и заниматься им регулярно.

2. Питаться правильно. Нужно составить сбалансированный рацион питания.

3. Больше находиться на свежем воздухе. Чаще проветривать помещение, не находиться рядом с курящими.

4. Выстраивать эффективные отношения с людьми. С одной стороны, нужно уметь слушать собеседника, проявлять уважение, с другой стороны, нужно распознавать токсичные для себя отношения и прекращать их, когда вами хотят манипулировать, стремятся вовлечь вас в неприятности.

5. Нужно научиться накапливать позитив. Это значит хвалить себя и чаще вспоминать моменты своего успеха. Важно создать свою мечту, позитивный образ своего будущего, найти увлечение, хобби или дело по душе: чтение книг, музыка, спорт, общение с людьми, которые вам симпатичны.

Важно понимать, что в нашей жизни мы все выбираем сами, на что тратить свое время и энергию: быть благодарными или обижаться, показывать свою доброту или злиться, договариваться или спорить. В наших силах выбрать самое главное в нашей жизни: быть несчастными или счастливыми.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ

 

Сегодня мы часто слышим понятие психологический климат, но точного определения его не существует, а точнее – есть множество толкований на этот счет. В целом, психологический климат семьи можно рассматривать как характерный для той или иной семьи эмоциональный настрой, который является следствием семейных взаимоотношений. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда, его создают члены каждой семьи.

Главные функции семьи — поддержка, устранение стресса, любовь к ближним, желание прийти на помощь. Эмоции передаются вербально, невербально. Через эмоциональное состояние членов семьи формируется восприятие мира.

Виды психологического климата

Обычно выделяют два вида психологического климата — благоприятный и неблагоприятный. Чтобы определить тип семьи по этому фактору, необходимо честно ответить на несколько вопросов:

-        как часто члены семьи проводят время вместе;

-        доставляет ли им удовольствие находиться вместе дома;

-        учитывается ли мнение детей при решении текущих вопросов;

-        как родители и другие родственники — бабушки и дедушки — взаимодействуют со всеми остальными.

Если ответы положительные, атмосфера внутри семьи благоприятная. Если члены семьи не знают ответа на вопрос или отвечают негативно, вероятно семейным отношениям, собственному поведению стоит уделить внимание. Большая ответственность за создание, поддержание психологического климата лежит на родителях, ведь основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Тогда семья выполняет очень важную функцию - психотерапевтическую, которая заключается в снятии стресса и усталости, находясь с членами семьи вместе и создании позитивного эмоционального настроя как детей, так и взрослых.

Несколько рекомендаций, которые помогут сохранить психическое здоровье ребенка и создать благоприятный психологический климат в семье:

1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть.

2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Контролируйте свое поведение.

3. Активно выслушивайте его переживания и потребности.

4. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним.

5. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.

6. Помогайте, когда просит.

7. Поддерживайте успехи.

8. Говорите с ребенком о своих и его чувствах.

9. Справедливо разрешайте конфликты.

10. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать любовь и ласку в семье.

И тогда семья будет как для ребенка, так и для взрослого тем местом куда хочется приходить всегда, местом, где чувствуешь любовь, уважение и поддержку!

Для гармоничного развития личности ребенка необходимы условия безопасности, интереса и поддержки со стороны значимых взрослых. Эти ключевые потребности удовлетворяются как раз в процессе игры, так как ребенок может проявлять свое творчество и креативность. Важно, чтобы родители были помощниками и организаторами творческого пространства для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

 Формирование развивающей среды происходит за счет игры, в которой ребенок может обучиться:

  1. Эмпатии, сопереживанию, сочувствию-проигрывая роли и примеряя различные образы он учится смотреть на ситуации «другими глазами», с «другой стороны», тем самым расширяя репертуар восприятия одного и того же события.
  2. Контролю над своими эмоциями и чувствами, а значит управлению ими. Понимая себя, ребенок лучше понимает чувства других людей. Это происходит за счет того, что в игре ребенок имеет возможность увидеть себя со стороны, игра помогает выражать сложные чувства, например, гнев. В игре, например, перевоплощаясь в другие образы (волка, зайца), ребенок учится сосредотачиваться на новых переживаниях и наблюдать как они могут перетекать одно в другое, а значит становятся управляемыми.
  3. Эффективным коммуникациям- в ролевой игре, переживая разные сюжеты ребенок учится находить решения в сложных ситуациях, учится договариваться и принимать решения .
  4. Навыкам саморегуляции. Ребенок учиться останавливать свои действия и менять их на противоположные. Например, в ирге «Море волнуется раз…», за счет смены  активности тела на «замирание», удерживание себя от движений,  ребенок приобретает навык контроля над своим поведением.

     Отдельно  хочется отметить,  возможности развития чувств и эмоций у ребенка посредством музыки, сказок, литературного и художественного творчества, которые очень хорошо воспринимаются детьми и соответствует возрастным потребностям развития дошкольников и младших школьников: развитие воображения, восприятия, мышления и интуиции. Родители, играя со своими детьми, создают условия для развития личностных качеств таких как:

Культура чувств-умение понимать свои эмоции, чувства, адекватно выражать их и управлять ими.

Разумность- умение анализировать, понимать последствия и принимать правильные разумные решения.

Сила воли-возможность управлять своим поведением.

Как же построить совместную игру с ребенком, чтобы она приносила радость и позитив для всех участников?

1. Сонастройка-игра должна сопровождаться интересом, уважением, простотой и дружелюбием в отношениях. Игра должна быть интересна своей содержательной стороной, увлекать не внешней формой, а сутью занятия. Чаще всего для ребенка не важны атрибуты и декорации если он увлечен игрой, умственно и эмоционально в нее включен. Все действия строятся на умственной работе. Ребенок может опитаться на воображаемые «декорации».

2. Быть в со-творчестве. Когда родитель проявляет искренний интерес к совместной деятельности с ребенком появляется много радости и творчества.

3. Вера в разумность ребенка. Не бойтесь обсуждать с ребенком «трудные, философские» темы, берите для совместного чтения  классические произведения, для совместных прослушиваний классическую музыку. Например, с дошкольником можно разучивать народные стишки, слушать и танцевать под произведения А. Вивальди «Времена года», К. Сен-Санс «Карнавал животных», М. Мусоргского «Картинки с выставки», прочесть и порассуждать над сказками А.С Пушкина. Не стоит бояться включать в речь детей «взрослые слова», запоминаются новые слова моментально ребенком именно потому, что они необходимы и удобны.

4. Дать ребенку  пространство и свободу для развития креативности-как можно больше задавать ребенку вопросов: «А как ты думаешь?», «А как этот герой произведения  мог поступить иначе?»,  «А как поступил бы ты?». Не спешим давать оценку или подводить к «правильному решению»! Воспитание нравственности, духовности происходит как раз в момент собственного принятия решений. Навыки приобретенные ребенком в игре, как правило, пригождаются в реальной жизни.

 Педагог-психолог высшей категории

Центра «Ступени успеха»                                             Л.В.Пархоменко

В современном мире очень важно уметь выстраивать с детьми доверительные взаимоотношения и не путать их с дружескими. Роль родителя для ребёнка нельзя заменить никакими другими ролями. Вы тот первый человек, который демонстрирует ребёнку жизненный опыт, передаёт навыки, которые он будет использовать в течение всей своей жизни. Родители выполняют функции воспитателя, наставника, учителя, любящего, ухаживающего, заботящегося и поддерживающего человека, который является значимой фигурой для ребенка. Если какая - либо из этих функций западает, то возникает риск нарушения взаимодействия между ребенком и родителем.

Очень важно в воспитании ребёнка оставаться последовательным. Если Вы меняете свою позицию, или Ваши слова расходятся с действиями, ребёнок теряет опору на Вас как на стабильного человека, и его поведение становится неустойчивым, а в некоторых случаях неуправляемым.

Чтобы отношения с ребёнком гармонично развивались, важно придерживаться следующих правил:

  1.  Безусловное принятие ребёнка – любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть. Это даст возможность ребенку чувствовать себя нужным.
  2.  Постарайтесь избегать оценочных суждений в адрес ребенка. Не критикуйте ребёнка, а обсуждайте лишь его поступки с точки зрения «Хорошо» или «Плохо». Это позволит сохранить самооценку ребенка и повысить уровень адекватной критики к собственным действиям и суждениям. Оборотная сторона критики – похвала – также содержит в себе элемент оценки. При этом возрастает риск зависимости ребёнка от похвалы, он может ждать её, искать, совершать действия, направленные на её получение. Отведите оценку от личности ребёнка и направьте её на его поведение и действия, ведь дети прекрасны, а вот их поведение может быть разным.
  3. Постепенно, по мере готовности ребёнка и с учётом его возраста, снимайте с себя заботу и ответственность за его личные дела и передавайте их ребенку. Тем самым вы помогаете ему расти с чувством ответственности за свои действия и учите его отличать свою ответственность от ответственности других людей.
  4. Откажитесь от сверх опеки над ребёнком, позвольте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Только в таких условиях он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  5.  Ребёнку важно быть услышанным - только тогда он чувствует себя нужным Вам.
  6. Не выплескивайте на ребёнка свои эмоции. Если у вас нет возможности с ними справиться, то ребёнку это и вовсе не под силу. За каждой эмоцией стоит чувство. Переводите эмоции в чувства и озвучивайте их ребёнку.
  7. Гибко используйте правила, требования, запреты и ограничения, они помогут ребёнку ощутить границы своих возможностей.
  8. Не впутывайте детей во взрослые взаимоотношения, будьте согласованы между собой.
  9. Уважайте ребёнка, так он учится уважать других людей.

И помните - дети копируют наше поведение. Так они осваивают социальные нормы и формируют собственные поведенческие навыки, которыми они будут руководствоваться во взрослой жизни. Чтобы добиться положительных результатов во взаимодействии с детьми, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

Материал подготовлен педагогом – психологом ГБУ ДО РО «Ступени успеха» Кантер О.С.