Психолог - детям
  1.  Оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
  2. Определить, кто вы — «сова» или «жаворо­нок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
  3. Составить план. Четко определить, что именно сегодня будет изучаться, какие именно разделы какого предмета.
  4. Хорошо начинать с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен.
  5. Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин занятий, затем 10 мин — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
  6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.
  7. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
  8. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным.
  9. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто рас­скажите маме или другу — любому, кто захочет слушать. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.
  10. Если в какой-то момент подготовки вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому  предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Делать это надо как можно конкретнее. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

 

 Статью подготовила заместитель директора по организационно-массовой работе Стольникова Валерия Сергеевна

Что такое хорошая привычка? Держать осанку, чистить зубы два раза в день, не откладывать дела в долгий ящик, читать развивающую литературу вместо соцсетей… Каждый может составить свой список полезных привычек, которые он хотел бы у себя воспитать. Если вы твердо решили начать бегать по утрам, освоить иностранный язык или есть полезную еду, ознакомьтесь с нашими советами по формированию хороших привычек.

 

Воспитание хороших привычек: подготовка

Лев Толстой писал: «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой». Русский классик коротко, но верно подметил несколько важных факторов, касающихся выработки полезных привычек:

  • Поначалу их выполнение требует стараний.
  • Автоматизация приведет к минимальному количеству усилий, необходимых для выполнения таких дел.
  • Хорошая привычка-экономия времени и энергии.

Доведя какой-либо процесс до автоматизма и превратив его в привычку, мы сводим к минимуму стресс и дискомфорт, который получаем, пытаясь выполнить полезные, но скучные или энергозатратные действия. Говоря проще, мы можем делать то, чего нам не хочется, даже не замечая этого, и экономить силы – взамен лишь нужно приучить себя к этому.

Кто откажется от такой сделки?

С чего начать формирование привычки?

1. Не бросайтесь в омут с головой

Помните – великое начинается с малого. Представьте – вы встали с постели в прекрасном расположении духа и решили для себя, что с сегодняшнего дня и до конца дней будете по 40 минут заниматься утренней гимнастикой. В данный конкретный момент вы полны мотивации и стремитесь изменить свою жизнь, но, к сожалению, такое воодушевление с большой долей вероятности исчезнет через день или два.

Стоит вам хоть раз ослабить хватку и пропустить упражнения, и на следующий день вы, скорее всего, не будете таким же собранным и найдете себе отговорку. Вы будете заниматься гимнастикой все меньше и меньше, пока совсем не бросите это дело – вероятно, до следующего всплеска мотивации. Как избежать подобной ловушки?

Ответ очень прост: большинству из нас необходимо вводить привычку в жизнь постепенно и помалу. Один из приемов – начните делать что-то полезное хотя бы минуту в день, потом понемногу увеличивайте интервал, и вскоре данное действие будет выполняться на автомате. В основе приема лежит принцип популярной японской философии Кайдзен. Суть ее заключается в том, чтобы каждый день уделять полезному делу ровно 1 минуту, и делать это в одно и то же время. 60 секунд – это очень мало, и уговорить себя заниматься чем-то неинтересным, но важным, будет гораздо проще. Следуя данному принципу, вы понемногу, но ежедневно будете двигаться по направлению к цели.

 

Если вводить привычку постепенно, это не вызовет протест части мозга, отвечающей за получение сиюминутного удовольствия и не любящей изменений.

 

 2. Ознакомьтесь с тем, как формируются привычки

О том, что такое привычка, в общей сложности знает каждый. Но все же полезно ознакомиться с физиологическими и психологическими процессами, которые протекают в вашем теле и сознании. Понимание этого поможет составить лучший план для самосовершенствования и осознания особенностей собственного организма, что однозначно поможет вам в достижении цели.

 

3. Будьте готовы к промахам и ошибкам

Еще до того, как вы начнете путь к лучшей жизни, осознайте важную вещь – у вас не одна попытка. Приготовьтесь к тому, что рано или поздно вы позволите себе двойной бургер, несмотря на то что стараетесь правильно питаться, или не сможете пробежать столько, сколько бегали последние две недели. Никто не идеален, и перфекционизм здесь неуместен. Ошибки – естественная вещь на пути к прогрессу, не критикуйте себя за них. Главное, что нужно помнить: ни один промах не стоит того, чтобы прекратить то, что вы начали.

Помните: воспитывая у себя хорошие привычки, вы можете проиграть битву и все равно выиграть войну.

 

4. Ваша цель должна быть реальной и выполнимой

В пылу энтузиазма легко переоценить свои текущие возможности. Конечно, стремиться нужно к идеалу, но начинать стоит с достаточно простых, реалистичных и выполнимых целей.

Предположим, вы хотите приучить себя к чтению. Не стоит сразу замахиваться на знакомство с годовой школьной программой по литературе за месяц. Сначала поставьте себе цель читать по одну-две главы какой-нибудь увлекательной книги в день. Когда это войдет в привычку, вам будет гораздо проще перейти к чему-то более сложному.

 5. Дальше будет легче

Порой, когда мы встаем перед какой-либо сложной или непривычной задачей, она может показаться совершенно невыполнимой. Даже одна мысль о ней может сбивать с толку и вызывать панику. Поэтому необходимо заранее понять и принять, что самое сложное – начать.

С каждым днем следования новой привычке вы будете укреплять нейронные связи мозга, это в свою очередь позволит тратить на нее меньше энергии, и ваши действия будут все более автоматическими. Осознание того, что дальше будет легче, способно стать мотиватором в начале пути.

 

 

Техники выработки полезных привычек

1. Создание триггеров

Триггер (англ. trigger – «спусковой крючок») – в данном случае это, образно говоря, кнопка, которая активирует какое-либо действие, в нашем случае – привычку. Мы неосознанно создаем в своей жизни множество подобных кнопок: пришли с улицы – помыли руки, готовимся идти спать – чистим зубы, сидим перед компьютером – тянемся за чем-нибудь пожевать. Такие действия уже стали частью устоявшегося поведения и выполняются автоматически. Можно использовать такие дела для вырабатывания привычек, связав рутинное действие с чем-то непривычным, но полезным и продуктивным.

К примеру, вы решили учить иностранные языки. Выберите уже привычный триггер (к примеру, поездку в общественном транспорте на работу или учебу) и привяжите к ней новую привычку: учить в дороге пять иностранных слов. Так ваша повседневность станет буксиром, который поможет привить желаемое действие.

Особенно эффективным этот метод может стать, если в привычном окружении произошли некоторые изменения – например, при смене места жительства. Когда вы едете куда-то в непривычной для себя обстановке, самое время воспользоваться ситуацией для выработки новой привычки.

 

2. «Метод 21 дня»

Корни этой техники растут из любопытного эксперимента, проведенного в США. Добровольцам были выданы очки, которые они должны были носить не снимая. У аксессуара была интересная особенность – линзы создавали эффект, благодаря которому подопытный видел мир вокруг себя перевернутым вверх ногами. В результате по истечении 21 дня мозг участников эксперимента окончательно привык к очкам и адаптировал изображение таким образом, что волонтеры видели привычную картинку, словно на них не было оптики. При этом стоило снять очки на сутки, как свойство подстраиваться к необычным линзам пропадало и снова требовалось 3 недели на его формирование.

Так авторы эксперимента доказали, что на воспитание привычки человеку нужен 21 день. На самом деле специалисты говорят, что конкретных сроков нет – все зависит от привычки, вашего характера и т.д. В среднем на формирование желаемого действия уходит от 7 до 40 дней, однако в рамках методики, выработанной после этого эксперимента, берется промежуток в 21 день, и в большинстве случаев этого действительно хватает. Если вам будет недостаточно, продлите этапы E и F. Итак, для того чтобы применить данную теорию на практике, следуйте данным шагам:

  1. Подумайте о том, что бы вы хотели изменить, и примите решение. Крайне важно грамотно начать формирование привычки, осознать, что вы хотите получить в результате, и как можно ярче представить лучшую, более совершенную картину самого себя. В этом вам помогут ответы на следующие вопросы:
    – К чему я стремлюсь?
    – Как мне этого добиться?
    – Какая привычка поможет мне достичь этого?

Как только ответы получены, примите волевое решение, дайте себе обещание выйти из зоны комфорта и идти к своей цели.

  1. Совершите продуктивное действие один раз. Как только вы дали себе обещание, нужно сдержать его хотя бы единожды. Это начальная точка отсчета.
  2. Повторите действие в течение двух следующих дней. Задача усложняется, ведь для повторения необходимо усилие.
  3. Совершайте действие ежедневно в течение недели. Сложность растет, но важно оставаться верным своему обещанию.
  4. Следуйте продуктивной привычке 21 день подряд. Этот промежуток времени позволит закрепить желанное действие.
  5. Продержитесь 40 дней подряд. Считается, что за данный срок привычка будет полностью закреплена и окончательно станет частью вашей жизни.

Данному плану нужно следовать ежедневно – любой срыв обнуляет отсчет. Помните и о том, что ошибка – повод попробовать еще раз, а не сдаться.

3. Ассоциируйте привычки с удовольствием

Абсолютно универсальный совет по формированию привычек звучит так: делайте это с удовольствием. Включите фантазию, превратите привычку в игру, заключите пари с товарищем. Так вы приобретете столь необходимую мотивацию, способную справиться с любой хандрой, которая мешает вам быть продуктивным.

Не стоит забывать и о наградах, которые вы будете вручать сами себе. Сидите на диете? Побалуйте себя комплектом одежды, как раз под новый размер. Изо дня в день усердно тренируетесь в спортзале? Устройте себе небольшой пир в кафе или ресторане. Также стоит задуматься о том, чтобы скрасить формирование привычки с помощью небольших радостей. К примеру, приобретите красивый дневник для записи своих мыслей и творческих идей, тетрадь для иностранных слов, стильную и удобную кухонную утварь, чтобы готовить дома.

Конечно, со временем необходимость в поощрении за полезное действие отпадет, ведь оно уже станет привычкой и ваш мозг будет воспринимать само это действие как награду.

Полезные советы

  • Никогда не сдавайтесь
    Даже если вы сорвались, даже если конечная цель кажется недостижимой, главное – это пытаться снова и снова. Помните: каждая попытка делает вас лучше.
  • Найдите товарищей с похожими стремлениями
    В компании и формирование привычек, и избавление от них пройдет веселее, а главное – эффективнее. Единомышленники помогут советом и дадут стимул продолжать.
  • Всегда занимайтесь поисками новой мотивации
    Тот огонь, который горит в нас, когда на мы бешеном энтузиазме обещаем себе что-то сделать и изменить себя, имеет свойство угасать. Поэтому никогда не прекращайте искать новый стимул. Читайте статьи и литературу по теме, обсуждайте это с заинтересованными людьми вокруг вас, визуализируйте свой успех.
  • Не занимайтесь самобичеванием и не бойтесь дать себе отдых
    Порой для того, чтобы не выгореть окончательно, нужно устроить выходной. Небольшой отдых освежит вас и даст силы идти к цели дальше. Главное – не превращайте перерыв в долговременный отпуск, во время которого вы рискуете окончательно потерять мотивацию.

Не терзайте себя и не считайте неудачу поражением, формирование привычки – не быстрый процесс, это не спринт, а марафон.

  • Не привязывайтесь к датам
    Несмотря на то что «Метод 21 дня» отталкивается как раз от количества дней, не стоит слишком фокусироваться на сроках, ведь все мы индивидуальны, как и желаемые привычки, и каждому требуется разное количество времени. Воспринимайте временные рамки формально или вовсе откажитесь от них, если они заставляют вас беспокоиться. Формирование устойчивого поведения должно быть сопряжено с получением положительных эмоций, ведь в конце концов вы не мучаетесь, а делаете себя лучше.

 

Станьте тем, кем хотите

Карл Густав Юнг писал: «Я не то, что со мной случилось, я – то, чем решил стать». Мы никогда не рождаемся успешными, наши достижения и взлеты – это плод нашего труда, творения нашей личности, которые мы сами сплели из сотен разных факторов, и одним из самых важных являются наши привычки. Чтобы стать лучше, нужно привыкнуть к состоянию, в котором вы совершенствуетесь.

 

Материал подготовила педагог-психолог Дуева Алина Сергеевна на основе книги  Гретхен Рубин «Хорошие привычки, плохие привычки», Эксмо, 2017 год.

 

1. Знайте врага в лицо

Человек в современном мире сталкивается с огромным эмоциональным напряжением, поэтому бывает так трудно вовремя заметить, что вы находитесь в состоянии стресса. Чтобы вовремя «обезвредить» стресс, нужно знать его физические признаки. Вот некоторые из них: раздражительность, постоянная усталость, частые головные боли или расстройства желудка, нервозность, снижение или явное увеличение аппетита, связанное  с определенной ситуацией.

2. Выясняем, откуда исходит стресс

Когда человек переживает стресс, ему кажется, что вокруг не ладится абсолютно все. Эмоциональная подавленность и бессилие «обездвиживает» человека, что отражается на всех сферах жизни. На самом деле, у стресса чаще всего есть один конкретный фактор. Если вы сможете выявить его и устранить, хорошее самочувствие не заставит себя долго ждать.

Попробуйте определить в чем причина. Может вы переживаете о конфликте с друзьями, ситуации в школе, в интернете или об отношениях с родителями? Если Вам удалось обнаружить причину стресса — поздравляем, вы сделали первый шаг к избавлению от него.

 

3. Разрабатываем план действий

Человек в стрессовом состоянии может не замечать простых и очевидных способов решения ситуации.

Попробуйте обсудить проблему с близкими, друзьями или обратитесь к школьному психологу. Если вы уже продумали план действий, то приступайте к его реализации. Долгое ожидание только будет усиливать стресс. Возможно, вам придется принять сложное решение или предстоит трудный разговор, поверьте, после этого последует облегчение.

Если же ситуация вне вашего контроля и в данный момент вы ничего не можете предпринять для разрешения проблемы, то постарайтесь уменьшить контакт с ней. Надевайте наушники, долго не сидите в социальных сетях, без необходимости не общайтесь с неприятными людьми.

 

4. Творчество – наш главный помощник

Когда накопилось много стресса и напряжения, не стоит срываться на близких, попавшихся под «горячую руку». Вместо этого можно попробовать выразить все свои негативные эмоции в творчестве. Кому-то приятно будет рисовать, а кто-то может успокоиться, играя на музыкальных инструментах. Возможно, вы можете творчески выразить себя при помощи стихов или прозы.

Выразить себя можно и множеством других способов: картина по номерам, вышивание, шитье, вязание, конструирование, коллекционирование, резьба по дереву. Главное - заняться чем-то творческим. Начать что-то создавать.

 

5. Физические упражнения для снятия стресса

Занятия спортом способствуют выработке гормонов, которые уменьшают негативное влияние стресса. После тренировки, у человека возникает ощущение уверенности в себе, закаляется характер, самооценка повышается.

Лучшими видами спорта в борьбе со стрессом считаются: единоборства: бокс, дзюдо, кикбоксинг. Также, снятию стресса способствует йога, игра дартс, катание на роликовых коньках, лыжах, бильярд, настольный теннис, баскетбол, танцы, бег, силовые тренировки или фитнес.

Необязательно трудиться часами и изматывать себя тяжелыми тренировками. Для психологической разгрузки достаточно сделать несколько физических упражнений, потанцевать или просто прогуляться.

 

6. Управление временем

Большое количество свободного времени может быть причиной того, что человек начинает «пережевывать» негативные мысли, вспоминать неприятные ситуации. Попробуйте сократить количество свободного времени, которое тратите на интернет-серфинг и социальные сети. Займитесь планированием, контролируйте себя и свое время, не забывая хвалить себя за выполнение намеченного. Выделяйте достаточно времени на сон, питайтесь правильно, чаще гуляйте на свежем воздухе и проветривайте помещение.

 

6. Научитесь расслабляться

Каждый из нас чувствует свой предел. Как только понимаете, что еще чуть-чуть и организм войдет в стрессовое состояние или уже в стрессе, переключайте себя и попробуйте расслабиться. Самый простой и быстрый способ – подышать! Сделайте очень глубокие пять вдохов и выдохов. Выдыхая, думайте о том, что вместе с выдохом от вас уходит все плохое, все ненужное, все, что причиняет страдания и стресс.

Попробуйте во время дыхания подумать о том, что стрессовая ситуация делает вас сильнее, чему-то полезному учит, представить что-то приятное, например, берег моря, свою счастливую семью, достижение своих целей.

Идея в том, чтобы замедлить дыхание — это переводит тело в режим расслабления, понижая кровяное давление и улучшая самочувствие в целом.

 

7. Увеличьте количество положительных эмоций

Вне зависимости от того, что вызывает у вас стресс, чувства радости, благодарности, удовлетворения и любви помогут вам справиться с любыми трудностями. Иногда достаточно включить любимую музыку, чтобы начать чувствовать себя хорошо. Перед сном, вместо привычных мыслей о своих неприятностях, подумайте о том хорошем, что случилось с вами за день. Прекрасной практикой может быть ведение дневника благодарности, куда вы ежедневно записываете всё, за что можете быть признательны жизни.

 

8. Учитесь прощать себя и других

Все люди разные, и каждый из нас имеет право на ошибку, собственную точку зрения. Не пытайтесь слишком эмоционально кому-то что-то доказывать. Если для вас важно, чтобы человек услышал ваши аргументы, сделайте три вещи: убедитесь, что человек готов выслушать вас, спокойно поделитесь своими мыслями, дайте время на обдумывание. А перед тем, как пытаться переубедить кого-либо, задайте себе вопрос — зачем лично вам это нужно и что мешает вам принять его точку зрения?

 

9. Учимся видеть позитивные моменты

Для выхода из стресса можно использовать несложное упражнение под названием «Список Робинзона», так как применение этого метода было обнаружено в романе «Робинзон Крузо». Д. Дефо поместил своего героя в ситуацию сильнейшего отчаяния, близкого к безумию. В конце концов герою пришлось обдумать свое положение и обстоятельно подойти к ситуации.

 

Для начал нужно записывать свои мысли, чтобы высказать все, что беспокоит, а затем противопоставить негативным моментам какой-то положительный смысл сложившейся ситуации.

 

Вот что получилось у Робинзона:

 

«Мне не с кем перемолвиться словом, и некому утешить меня. — Но бог сотворил чудо, пригнав наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.»

 

«У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. — Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежды, даже если бы она у меня была.»

 

У каждого из нас найдется что-то, что сможет утешить даже в самой тягостной и мучительной ситуации. Теперь попробуйте вы!

 

10. Это нормально, если в вашей жизни случаются плохие деньки

Человек не может быть всегда в отличном настроении, вечно счастливым и радостным. Нормально иногда пребывать в плохом настроении, ощущать себя грустным и понимать, что в жизни что-то не так, как хотелось бы.

Такое случается с каждым человеком. Как только вы это поймете, вам станет намного легче. Ведь даже такие неприятные ситуации и стресс – это лишь «почва», от которой можно оттолкнуться, место во времени, где можно наметить план и начать двигаться к желаемому!

Статью подготовила Андросова Анна Андреевна, педагог-психолог государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха»

           Учиться прилежно — это большой плюс как для саморазвития, так и для получения аттестата или диплома. Но бывают моменты, когда наступает ступор и нет ни малейшего желания учиться и вообще что-либо делать. Что делать в такой ситуации? Психологи Центра «Ступени успеха» поделятся с вами, как мотивировать себя к учёбе.

«У преуспевающих людей есть мотивация. Безупречно справляется с учёбой и работой тот, кто хочет получить знания и понимает, для чего всё это делает».

Ни одно действие не происходит без мотива — внешнего или внутреннего. Простой пример, когда тебя в дороге застал дождь, ты торопишься домой. Также в школе, учитель проводит контрольную работу и мотивирует учащихся получить за неё более высокий балл. В таком случае речь идёт о внешней мотивации. Ты волен следовать ей либо игнорировать.

Внутренняя мотивация связана с личными интересами и желаниями. Например, ты учишь биологию не потому, что тебя попросил учитель, а тебе нравится  предмет и ты готов в свободное время самостоятельно его изучать. Из наших примеров следует, что мотивация — это все внутренние и внешние факторы, которые влияют на поведение человека.

Психологи выделяют два главных вида мотивации:

— направленная на достижение успеха. Цель — добиться чего-то положительного. Например: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

— направленная на избегание неудачи. Цель — уйти от неприятностей. Скажем: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку».

Чувствуешь разницу?

 

Какая мотивация лучше?

Желание достичь успеха полезнее для нас, чем установка избегать неудачи. Ведь когда мы думаем о том, как бы избежать чего-то неприятного, то волей-неволей представляем свою неудачу. А негативные эмоции съедают энергию, которую можно было бы потратить на достижение цели. Такая же схема работает в нашу пользу, если мы делаем установку на успех. Положительные эмоции позволяют быть продуктивнее.

Есть такое понятие, как «подножка самому себе». Некоторые люди склонны сами создавать препятствия на пути к успеху. Человек делает нелепые вещи и списывает неудачу на них. Например: «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с учителем» или «Я не смог подготовиться к экзамену, потому что вчера весь вечер гулял с друзьями». Это куда меньший удар по самолюбию, чем откровенное признание самому себе: «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.


На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация.

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

 

В чём опасность слабой и чрезмерной мотивации?

Если мотивация слишком слабая, человек работает спустя рукава и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия уже не столько прилагаются к работе, сколько тратятся на переживания из-за неё. Многое зависит и от того, насколько знакома человеку деятельность. Для каждой есть свой оптимальный уровень акти­вации: для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.

Допустим, чтобы подготовиться к устному ответу по физике, нужно выучить формулы и понять суть физических процессов. Если ты считаешь выполнение задания важным для себя и воспринимаешь его как источник стресса, твоя подготовка пойдет более продуктивно, чем при равнодушном отношении. Простая зубрёжка в сочетании с высокой мотивацией только навредит.

Однако этот закон не распространяется на мотивацию, направленную на желание научиться чему-то новому. Невозможно быть «слишком жад­ным до знаний». Чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация.

Другое дело, если человек настолько увлечён приобретением знаний, что у него не хватает времени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведёт. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий.

Как научиться мотивировать себя?

Чтобы найти мотивацию, нужно понимать себя и управлять эмоциями. Учись избавляться от негатива и фокусироваться на актуальных задачах.

Главный убийца мотивации — неуверенность в себе. Иногда начинаешь придумывать объяснения, почему ты чего-то до сих пор не добился. Отдай должное тому, что ты уже достиг. Напиши список своих сильных сторон, прошлых и настоящих достижений. Когда ты искренне веришь в то, что заслуживаешь успеха, твой ум будет создавать пути для его достижения.

Второй убийца мотивации — неумение концентрировать внимание. Вспомни, как часто ты фокусируешься на том, что тебе в действительности не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретной цели. Вполне нормальными, являются мысли, связанные со страхом, например: «Я боюсь, что я никуда не поступлю», «Я боюсь, что люди буду считать меня глупым». Страх питает сам себя и крадёт у нас мотивацию.

Последний кусочек в мотивационной мозаике — направление. Если мы отчётливо не видим следующий шаг, то начинаем откладывать действия на потом. Сделай список всех своих действий. Первое должно быть несложным и легко выполнимым, а каждое последующее труднее. Решая лёгкие задачи, создаёшь позитивное настроение, отчего появляется желание дойти до конца.

Например, у тебя есть главная задача — поступить в вуз (ты пока не знаешь, на какую специальность и куда). Список твоих действий может выглядеть так:

  1. Выбрать профессию, которая тебе интересна.
  2. Определиться, на какие школьные предметы обратить большее внимание.
  3. Взвесить, по каким предметам ты можешь подготовиться к экзамену самостоятельно. Если нужна помощь, обратись к репетитору или запишись на курсы подготовки к экзаменам.
  4. Продумать, благодаря каким школьным предметам можно вытянуть аттестат на максимально возможный для тебя балл.
  5. Записаться на репетиционное тестирование по нужным тебе предметам, чтобы посмотреть свой начальный уровень подготовки.
  6. Во время подготовки к экзаменам изучить каталог вузов, чтобы иметь представление по проходным баллам и плану приёма на интересующую тебя специальность.
  7. Сходить на день открытых дверей в выбранный вуз.

И так далее. Список этот можно продлить. Допустим, завести отдельный календарь и расписывать дела и задачи по дням. Когда увидишь результаты своих стараний и трудов, мотивировать себя учиться станет проще. Периоды спада энергии, неудачи и даже случайные промахи будут появляться в любом случае. Если ты не дисциплинируешь свой ум, эти маленькие «лежачие полицейские» могут превратиться в настоящих ментальных монстров. Будучи бдительным, ты сохранишь мотивацию к обучению и подтолкнёшь себя к успеху.

Желаю удачи!

Статью подготовила Дуева Алина Сергеевна, педагог-психолог государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха»

Данная методика помогает определить,

за какие дела стоит браться сейчас, а от каких

можно и отказаться, и в целом работает на то, чтобы наши решения стали более взвешенными.

Метод воображаемого поезда был предложен мотивационным спикером Бобом Харрисоном.

Все, что вам нужно сделать – это представить себе товарный поезд, в котором 168 вагонов. Все вагоны пустые. Вы можете загрузить в эти вагоны что угодно и потом увезти этот груз себе. Стоимость груза для вас будет примерно раной, что бы вы не выбрали. А вот грузы в вашем распоряжении могут быть разными:

  1. Песок и щебень – низкая ценность
  2. Кирпич и бетонные блоки – ценность чуть выше
  3. Высокотехнологичные машины или предметы искусства – высокая ценность
  4. Ядовитый мусор – придется вкладывать свои средства в ремонт состава.

Ваша цель – придать этому составу максимально возможную ценность. При этом нельзя увеличить количество вагонов или грузоподъемность поезда. Однако вы вправе выбирать только те грузы, которые хотите.

Итак, что же вы загрузите?

Очевидно, что брать предметы искусства существенно выгодней, чем щебень или даже кирпич.

 

А теперь представьте себе неделю своей жизни. Это 7 дней, в сутках по 24 часа. Всего 168 часов. Это и есть наш поезд!

 

 

Каждый час – один из пустых вагонов. Мы получаем пустые вагоны и наполняем их сами, иногда чем-то очень ценным, а иногда сваливаем туда всякий мусор.

Принимая решение, на что потратить ближайший час, можно стремиться «загрузить поезд» как можно более ценным грузом.

Есть четыре типа грузов, или четыре способа занять свое время:

  1. «Потеря времени» - что-то не очень ценное (например, «сидеть» в интернете без особой цели) (щебень)
  2.  «Рутина, текучка» –не так плохо, но и не блестяще (кирпичи)
  3. То, что имеет большую ценность для нас, закладывает основы для будущего (драгоценности)
  4. Вредное времяпрепровождение -  то, что нас разрушает (пустые вагоны или ядовитые грузы)

 

Если в начале каждого часа задавать себе вопрос, ценно ли то, что мы сейчас загружаем в вагон, это помогает в расстановке приоритетов.

 

Можно визуализировать данный метод, повесив где-нибудь на видном месте картинку с изображением железнодорожного состава, чтобы как можно чаще задавать себе один и тот же вопрос: «Занимаюсь ли я прямо сейчас самым ценным? Не нужно ли перестать грузить в вагоны мусор? Каков смысл того, что я сейчас делаю? Что произойдет плохого или ужасного, если я оставлю это занятие, чтобы делать что-то более важное?»

 

Когда мы начинаем расставлять приоритеты и от чего-то отказываться, в первое время может наступать тревога. Это нормально. Но в идеале мы должны стремиться к тому, чтобы рутинные шаблонные задачи отнимали у нас как можно меньше времени и сил, а их место занимали дела, которые приближают нас к нашим целям.

Метод воображаемого поезда помогает держать в фокусе внимания мысль о том, что не все дела одинаково полезны.

 

Материал подготовлен Стольниковой Валерией Сергеевной, заместителем директора ГБУ ДО РО «Ступени успеха» по ОМР, педагогом-психологом высшей категории.

В статье использованы материалы YouTube-канала «Тайм-менеджмент в университете»: сделано в высшей школе экономики.»

Рано или поздно каждый школьник задается вопросом: «Кем быть? Какую профессию выбрать?» И от того выбора, который ему предстоит сделать, во многом зависит, каким будет его будущее. Ведь именно профессия дает человеку возможность удовлетворить основные свои потребности, реализовать себя как личность. Поэтому, чтобы избежать ошибок в выборе профессии, необходимо четко представлять не только свои интересы и склонности, но и способности и возможности.

Причинами ошибочного выбора профессии могут быть недостаток знаний, опыта, неправильное отношение к обстоятельствам выбора (например, выбор профессии «за компанию» или по ее престижности, либо по чьему-то совету). В результате – разочарование и необходимость сменить профессию. Или, что еще хуже, - необходимость заниматься нелюбимым делом изо дня в день.

Этих ошибок можно избежать, если знать особенности своей нервной системы, познавательных психических процессов, реально представлять собственные способности, а также понимать, насколько они соответствуют требованиям выбранной профессии. Другими словами, при правильном выборе индивидуальные особенности человека соответствуют требованиям профессии.

Перечислим основные ошибки при выборе профессии:

  • разделение на «престижные» и «непрестижные»;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • перенос отношения к человеку на профессию;
  • выбор профессии под чьим-то влиянием;
  • неправильное представление о характере труда в определенной трудовой деятельности;
  • выбор профессии под влиянием определенных обстоятельств;
  • мысли о легкой жизни.

Что же такое «профессия»? Прежде всего, это конкретная деятельность, комплекс функций, которые выполняет человек. В каждой профессии есть свои разновидности труда – специальности – тот комплекс знаний, умений, навыков, которые необходимы для определенного рода в рамках той или иной профессии. Например, «врач» - это профессия, а «терапевт» или «хирург» - специальность.

Профессиональное самоопределение – дело не только важное, но и достаточно кропотливое. Для тех, кому еще только предстоит выбирать профессию, можно предложить следующий алгоритм действий:

  • Определить несколько профессий, которые нравятся, и принципиальные возможности для их освоения и дальнейшего трудоустройства.
  • Найти как можно больше информации об этих профессиях.
  • Выяснить и проанализировать мнение родителей, учителей, друзей.
  • Составить список существенных возможностей профессии (например, возможность общаться со многими людьми, поездки по стране или за рубеж, высокая зарплата и др.).
  • Определить психологические и физические качества, необходимые для каждой из выбранных профессий.
  • С помощью психолога определить свои интересы, склонности, темперамент, особенности памяти, внимания, мышления и др.
  • Прислушаться к своим чувствам, интуиции.
  • Сравнить, взвесить все «за» и «против» профессий, которые нравятся.
  • Сделать выбор. Составить план достижения цели.
  • Уверенно и целенаправленно идти к достижению поставленной цели.

В заключение хотелось бы напомнить всем, для кого актуален вопрос профессионального самоопределения, о «золотом правиле выбора профессии»: при выборе профессии надо учитывать три основных параметра – «Хочу», «Могу», «Надо».

«Хочу» означает «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»

«Могу» - «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»

«Надо» - «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»

И если на все три вопроса ответ «Да», значит, выбор сделан правильно!

 

Педагог-психолог центра «Ступени успеха» Дуева А.С.

КАК ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ЦЕЛЬЮ?

Конец года - лучшее время для подведения итогов и постановки целей на грядущий год. Подведя итоги, обязательно отпразднуйте свои достижения и поблагодарите самого себя.

Определяясь с целями на будущий год, предлагаем обратить внимание на следующее:

Чем желание отличается от цели?

Желание - это форма переживания потребности, которая потенциально может быть осуществлена.

Цель - это образ конечного желаемого результата, на который преднамеренно направлен процесс.

Признаки ложной цели:

-     лень — главный признак отсутствия мотивации к действиям, которые не являются желанными;

-     отсутствие энтузиазма и интереса на пути к достижению цели;

-     отговорки - «веские» причины, чтобы оправдать свое нежелание что-то делать для достижения цели;

-     ухудшение здоровья.

Признаки истинной цели:

- начинается с яркой эмоциональной реакции на что-либо;

- подкрепляется нашими склонностями и способностями;

- видна готовность вкладывать в достижение цели ресурсы: время, деньги и усилия.

Какие бывают цели?

Краткосрочные - это цели на ближайшие неделю, месяц, три месяца. Например, начать тренироваться в зале, пройти курс по развитию каких-либо навыков, встречаться с друзьями один раз в неделю.

Среднесрочные - это цели на квартал, ближайший год. Они должны работать на достижения долгосрочных целей (сделать загранпаспорт, купить автомобиль, научиться летать на воздушном шаре).

Долгосрочные - это жизненно важные цели на срок от трех до десяти лет (отправиться в кругосветное путешествие, стать специалистом в той или иной области и т.д.)

Как желание превратить в цель?

  1. 1.     Конкретизировать. Необходимо максимально подробно знать все нюансы и детали цели. В противном случае даже если цель и будет достигнута, то вы наверняка получите не то, чего хотели.
  2. 2.     Найти четкое измерение достижения результата. К примеру, ваша цель — стать популярным блогером. А поскольку популярность в соцсетях зачастую определяется количеством подписчиков и лайков, от вас необходимо четко определить эти цифры. К примеру, «хочу 10 000 подписчиков в Instagram», а не просто «хочу быть популярным».
  3. 3.     Адекватность. Верьте в себя и не бойтесь ставить перед собой амбициозные цели. Однако при этом не теряйте связи с объективной реальностью. Мечты о том, чтобы отрастить третью руку, не имеют смысла.
  4. 4.     Определить значимость. Задайте себе вопрос «Зачем?». Повторяйте до тех пор, пока не придете к ответам наподобие «это сделает меня счастливым или принесет удовлетворение», «это поможет мне реализоваться». В конечном итоге большинство наших желаний сводятся к этим простым вещам.
  5. 5.     Поставить временные рамки. Это необходимый параметр для достижения любой цели. Без них вам будет казаться, что времени впереди — сколько угодно, и сколько угодно раз можно будет переносить цель на неопределенный срок.

Прислушайтесь к своим желаниям, сформулируйте цели и отправляйтесь в путь к их достижению!

 

Пуголовкина К.О., педагог-психолог

ГБУ ДО РО «Ступени успеха»