Если вы чувствуете себя как выжатый лимон, если на работу ноги не идут, а мысль о повседневных обязанностях вызывает тоску и физическое недомогание, то налицо все признаки профессионального выгорания, надо что-то с этим делать.
Расскажем, почему так происходит и как этого не допустить.
Профессиональное выгорание – это ощущения сильной усталости не только физической, но и эмоциональной, которая не проходит неделями. По утрам трудно проснуться. На работе сложно сосредоточиться и заниматься важными делами. Производительность низкая, сроки нарушаются. Начальство или клиенты вами недовольны, но нет сил работать лучше, даже если вы пытаетесь.
По каким же симптомам можно заподозрить у себя наличие синдрома эмоционального выгорания?
Рассмотрим три ключевых признака:
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, чувстве усталости, которое не проходит после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Этот симптом выражается в том, что человек начинает свои мысли, чувства и даже действия воспринимать отчужденно без внутренней вовлеченности. Рабочий процесс становится обезличенным, формальным. Иногда мы называем это состояние «действовать на автомате». Человек отгораживается невидимым экраном от каких-либо переживаний, включая защитный механизм экономии и так истощенных запасов сил и энергии.
О наличие этого признака можно говорить, если успехи в работе перестали вас вдохновлять. Если вам кажется, что результаты работы не стоят затраченных вами усилий. Может возникнуть ощущение «загнанности в клетку», когда вы чувствуете, что занимаете не свое место, не видите перспектив развития, снижается удовлетворение работой. Сменить работу или сферу деятельности вам кажется невозможным в существующих обстоятельствах вашей жизни. Но если бы представилась возможность сменить работу, то вы бы ей воспользовались.
Каковы же причины данного синдрома? Существует 6 независимых факторов, провоцирующих профессиональное выгорание:
Профилактика выгорания
Обезопасить себя от профессионального выгорания можно, если соблюдать несколько правил:
Итог
Профессиональное выгорание — не шутка, а тревожный звоночек. Не доводите себя до выгорания: отдыхайте, распределяйте нагрузку, не зацикливайтесь на работе. А если чувствуете, что сгораете, разберитесь в причинах и скорее действуйте — тушите огонь!
Статью подготовила педагог-психолог Андросова Анна Андреевна
Заинкова Дарья Андреевна,
студентка 4 курса направления 44.03.02
психолого-педагогическое образование
Академия психологии и педагогики
ФГАОУ ВОЮжный федеральный университет
научный руководитель
Бакаева Ирина Александровна, к.психол.н.,
г. Ростов-на-Дону, Россия
Музыкальная одаренность: диагностика и развитие
Аннотация
Обсуждается понятие музыкальной одарённости, ее виды, структура, развитие. В статье обоснована актуальность изучения музыкальной одарённости для психологов и для педагогов, так как сейчас остро стоит вопрос об организации системы воспитания и обучения одарённых детей. Рассматривается происхождение и развитие музыкальной одаренности у человека. Приводятся методики разных авторов по изучению одарённости.
Ключевые слова: одаренность, музыкальная одаренность, структура музыкальной одаренности, диагностика, развитие.
Если талант - это искра Божья,
то нужно приложить ещё немало усилий,
чтобы из неё возгорелся огонь творчества.
Бауржан Тойшибеков
Проблема изучения одарённости далеко не новая. Долгое время она представляла только литературный интерес. Тогда у нее не было ни предмета исследования, ни фундаментальных постулатов, ни методик. Одаренные люди появлялись сами. Они создавали шедевры, делали открытия. Но период научно-технического прогресса изменил всё. Он потребовал от человека не шаблонности, а подвижности, гибкости мышления, креативного подхода к решению проблем. Поэтому развитие творческих способностей стали считать одной из важнейших задач в воспитании человека. Сейчас данная проблема переходит в разряд доступных для естественнонаучного анализа, имеет научную предметность и исследовательскую аппаратуру. В настоящее время известны такие методики для изучения одарённости, как П. Торренса, А.М. Матюшкина, Е.Е. Туник и т.д. Именно от творческого потенциала подрастающего поколения будет зависеть то, как продвинется наше общество, ведь все культурные ценности являются результатом творческой деятельности людей. [5]
Многие психологи считают, что развивать творческие способности необходимо начинать с раннего детства, т.к. именно в этот период мозг ребёнка растет быстро и «дозревает». Это самый благоприятный период. У ребёнка могут развиваться те способности, для которых есть благоприятные условия. А именно: доброжелательная помощь от взрослых; самостоятельное решение ребёнком задач; создание обстановки, опережающей развитие ребёнка; раннее интеллектуальное и физическое развитие. Если же способности не развиваются, ребёнок не занимается определенной деятельностью, то эти возможности начинают деградировать, и это в итоге становится необратимым процессом.
Именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей, т.к. в это время ребёнок любознателен, у него уже есть желание познать мир.
Данная проблема актуальна как для психологов, так и для педагогов, ведь в настоящее время остро стоит вопрос об организации системы воспитания и обучения одарённых детей.
Как прекрасен наш мир! Как много гениальных людей было, есть и будет на нашей Земле! Такие люди освещают мир красотой. Они умеют творить и дарить радость творчества. Голосом этих людей мы восхищаемся на концертах, их картины потрясают нас в галереях, об открытиях гениальных людей мы узнаем на уроках в школе, в интернете и т.д.
Вы спросите: «Кто такие одаренные дети?» А я отвечу, что это люди, которые мыслят нестандартно, находят оригинальные решения задач и т.д. Мне нравится, как сказал Сократ: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Эти слова говорят о том, что одаренным может быть каждый из нас, если развивать свой скрытый талант. Поэтому я считаю, что мы, взрослые, должны вовремя диагностировать способности ребёнка, создать нетрадиционные методики по обучению и развитию одаренных детей, чтобы не сгубить их креативность.
С точки зрения психологии одаренность - это сложное психологическое образование, где неразрывно представлены разные сферы психики (познавательная, мотивационная, волевая, психофизиологическая и т.д.). Существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, лидерская, умственная, творческая, художественная, музыкальная.[4]
Одаренность является резким нарушением обычных параметров развития, поэтому, если её не выявить, у ребёнка будут определенные психические нарушения, нарушения в общении, адаптации и даже физиологические.
В.Юркевич выделил типы детей, у которых не проявлена одарённость [4]:
Музыкальная одаренность – это высшее проявление музыкальных способностей. Её показателями являются: феноменальная память, блестящий музыкальный слух, пластичный и скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость, высокая работоспособность.
М. Таллибулина разработала модель музыкальной одаренности, где она выделила общий компонент (невербальный интеллект, невербальная креативность), компонент специальных способностей, индивидуально-личностный компонент (нервная система, психологические свойства личности, темперамент). А Н.А. Мильчарек преобразовал данную модель. Он дополнил компонент умственных способностей, творческий компонент, компонент музыкальных способностей и отношение к деятельности: [1]
На основе анализа существующих структур музыкальной одаренности были выделены такие компоненты, как: музыкальность и творческое мышление (основа), специальные способности, мотивация внешняя (семья, школа) и внутренняя, личностный компонент.
Музыкальность-это качество психики, благодаря которому человек способен воспринимать транслируемую ему интонационно-кодированную информацию и преобразовывать её в систему образов и переживаний. Она является трансформатором по переработке семиотических музыкальных кодов. Музыкальность-это фундамент музыкальной одаренности, дополняемый другими компонентами. Музыкальность и творческое мышление неразрывно связаны, поэтому образуют ядро музыкальной одаренности. Музыкальность-это способность переживать, прочувствовать образ исполняемого, а творческое мышление- это способность музыканта трансформировать музыкальные образы, находить новые смыслы. Составными элементами специальных способностей являются: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкально-продуктивная способность. Специфическими личностными характеристиками одаренных детей являются: любопытство, инициативность, способность спокойно высказывать свою точку зрения, богатая фантазия, склонность к риску, чувствительность к красоте, открытость, неконформность.
При развитии музыкальной одарённости необходимо применение музыкально-творческих методов, поэтому в учебный процесс постоянно должны включаться разные творческие задания: импровизация, создание образов, визуализация и т.д. Также нужна педагогическая поддержка, которая является одним из компонентов в гуманитарной парадигме образования.
А.А. Готсдинер определил сенситивный период в развитии музыкальности: с 2 до 11-13 лет, т.е. с начала формирования речевой функции до окончания окостенения кисти и формирования системы психомоторной саморегуляции. [6]
При обучении одарённых детей необходимо взаимодействие с социальным окружением, чтобы дети могли выступать на концертах, участвовать в конкурсах, посещать мастер классы, концерты других музыкантов и т.д.
Выделяют педагогические условия, которые способствуют развитию музыкальной одарённости: развитие компонентов музыкальной одарённости; свободное саморазвитие и активность; создание творческой образовательной среды, т.е. участие в мероприятиях; максимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессе. [6]
Процесс развития музыкальной одарённости- это целостный педагогический процесс, который направлен на комплексное развитие как общих, так и специальных способностей, а также личностных качеств ребёнка.
Процесс работы с учащимися включает: формирование собственно-исполнительских навыков и умений; ориентацию на развитие музыкального мышления; проникновение в содержание музыки; аналитическое мышление и т.д.
В.М.Теплов и К.В. Головская считают, что музыкально-творческая деятельность является естественной и полезной для ребёнка. Поэтому в учебный процесс необходимо включать разные творческие задания, например: сочинение пьес на заданный ритм; импровизация в разных жанрах; импровизация диалогов сказочных персонажей и т.д.[2] Такие занятия дают больше возможностей для развития музыкальной одарённости детей.
В книге В.Анисимова «Диагностика музыкальных способностей» представлен большой комплекс заданий для диагностики таких музыкальных способностей, как: чувство тембра, темпа, метроритма и т.д. Цель этих заданий выявить слабо развитие компоненты музыкальности, чтобы скорректировать программу развития детей. Например, на изучение метроритмического чувства В.Анисимов предлагает тесты-игры «Дождик» и «Ладошки».
Цель игры «Ладошки»: выявить уровень сформированности метроритмической способности детей. Педагог исполняет знакомую детям песню и одновременно прохлопывает ритм, а затем дети должны ладошками прохлопать ритм мелодии, не напевая песни.
Цель игры «Дождик»: выявить уровень темпа метроритмической регуляции мелкой моторики. Дети должны изобразить на клавиатуре фортепиано- на нотах до, ре, ми в верхнем регистре: «редкие капельки дождя», «быстрые капельки дождя» и т.д. [3]
О.П. Радынова предложила для диагностики уровня развития музыкальных способностей свою методику, где конкретизированы и выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей: ладового чувства, чувства ритма, музыкальных представлений.
Благодаря диагностике музыкальных способностей можно провести предварительный анализ музыкальных задатков и отдать предпочтение либо общеразвивающей педагогике, либо специализированному подходу. А также музыкальная диагностика может помочь определить детей, нуждающихся в музыкально-коррекционной педагогике.
Таким образом, резуюмируем, что музыкальная одаренность – это высшее проявление музыкальных способностей. Её показателями являются: феноменальная память, блестящий музыкальный слух, пластичный и скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость, высокая работоспособность. Существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, лидерская, умственная, творческая, художественная, музыкальная).
М.Таллибулина разработала модель музыкальной одаренности, а Н.А. Мильчарек преобразовал данную модель. В итоге в структуре музыкальной одаренности были выделены такие компоненты, как: музыкальность и творческое мышление (основа), специальные способности, мотивация внешняя (семья, школа) и внутренняя и личностный компонент.
Одаренность является резким нарушением обычных параметров развития, поэтому, если её не выявить, у ребёнка будут определенные психические нарушения, нарушения в общении, адаптации и даже физиологические. Существуют типы детей, у кого не проявлена одарённость: фанатики, лентяи, скромники, невротики, чудаки, черепахи.
При развитии музыкальной одарённости необходимо применение музыкально-творческих методов, поэтому в учебный процесс постоянно должны включаться разные творческие задания: импровизация, создание образов, визуализация и т.д. А.А. Готсдинер определил сенситивный период в развитии музыкальности: с 2 до 11-13 лет.
Существуют педагогические условия, которые способствуют развитию музыкальной одарённости: развитие компонентов музыкальной одарённости; свободное саморазвитие и активность; создание творческой образовательной среды, т.е. участие в мероприятиях; максимальное использование воспитательного и творческого потенциала родителей в образовательном процессе.
О.П. Радынова и В.Анисимов предложили методики и тесты-игры, которые помогают проводить диагностику музыкальной одарённости. Благодаря диагностике можно подобрать способы и методы работы с одарёнными детьми, а также вовремя предоставить психологическую помощь и педагогическую поддержку.
Список литературы:
1.Гетманенко А.О. Модель детской музыкальной одаренности Сибирский психологический журнал 2016 №59С.38-41.
2. Головская К.В. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. М.: Просвещение. 1988 г. С. 198
3. Зырянова С.М., Ферзамева А.Т. Развитие музыкальной одарённости в период дошкольного детства как психолого-педагогическая проблема. // Педагогическое образование в России №4. 2016 г.
4. Ларионова Т.В., Волгина А.М. Виды одарённости детей и критерии её выявления// Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2008. №1(13). С.1-6.
5. Лосева С.Н. Проблемы развития музыкальной одарённости// Гуманитарные исследования. 2015. №5(9). С.73-75.
6. Сухачева, Э.А. Роль образовательной среды в развитии детской музыкальной одаренности// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С.205-207.
Выявление одарённых детей и организация системной работы с ними – одна из целей современного образования. В соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2018 года, перед системой образования была поставлена задача: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Беседуя с обучающимся ГБУ ДО РО "Ступени успеха", я радуюсь, узнавая, что зачастую именно педагоги являются инициаторами участия детей в олимпиадах и интенсивных образовательных программах, информируя и поддерживая. Такая поддержка педагогов мотивирует одаренных детей двигаться вперед, дарит надежду на успех, дает силы и уверенность в себе.
Профессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя, необходимым для его профессиональной деятельности, таким как готовность обучать всех детей без исключения, вне зависимости от их склонностей, способностей и особенностей развития. Но вместе с общим охватом детей педагогическим вниманием, важно найти индивидуальный подход, чтобы могли раскрываться способности и одаренных учеников.
Важно, чтобы педагог в работе с одарёнными детьми умел творчески мыслить и мог применять инновационные технологии. Педагогу необходимы знания о различных аспектах проявлениях одарённости обучающихся, методах выявления и формах работы с одарёнными детьми.
Вот некоторые навыки, которые необходимо развивать в себе педагогу:
Одарённость ребенка включает в себя целую группу свойств. Одарённые дети любознательны и способны быстро усваивать новый материал – всё это даёт им прекрасную возможность преуспеть в школе. Но такие дети легко могут потерять мотивацию к учёбе из-за слишком простых заданий или слабого учителя, отчего их успеваемость может снизиться. У одарённых детей много внутренней мотивации – они хорошо работают на уроке, когда материал им интересен. Если им неинтересно, то они либо выполняют задание плохо, либо бросают его на полпути. В такие моменты важно заметить, что происходит с мотивацией и интересом ребенка. Не стоит спешить трактовать, что ваш ученик ленится. В отличие же от одаренных детей, классические отличники имеют преимущественно внешнюю мотивацию и ориентированы на оценку и поощрение – и в этом кроется принципиальная разность в подходах к мотивировке обучающихся на усвоение материала.
Принципы работы с одарёнными детьми, предложенных отечественными педагогами и психологами:
Подводя итоги, хочется пожелать педагогам продолжать свое профессиональное саморазвитие и воодушевлять своим вниманием детей на реализацию их способностей.
Материал подготовлен руководителем психологической службы ГБУ ДО РО «Ступени успеха» Пархоменко Л. В.
Пять способов сделать урок увлекательным
Андросова Анна Андреевна, педагог-психолог государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Ростовской области «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха»
«Скажите мне – я забуду,
Покажите мне – я запомню,
Вовлеките меня – я пойму»
Китайская пословица
Как часто педагоги сталкиваются с проблемой: как интересно и креативно провести урок? Каждому педагогу необходима та копилка лучших идей и находок, которые помогли бы решить эти непростые задачи. Поэтому в данной статье я бы хотела поделиться несколькими способами, которые обязательно сделают ваш урок увлекательным для обучающихся.
Жизненные примеры
Школьники часто говорят, что нет смысла учить тот или иной предмет, ведь все равно «Мне эти логарифмы в жизни не пригодятся!». Отчасти это верная позиция. В первую очередь человеку нужно показать значимость и ценность материала для жизни, нужно донести, зачем и для чего ему знать ту или иную информацию. Аргументы о том, что это нужно знать, чтобы быть умным и развитым, не работают.
Приводите различные примеры из жизни, где действительно пригодилась знания по предмету. Веселые, грустные, страшные, шокирующие, запоминающиеся – любые, которые способны пробудить эмоции. Например, о том, что случится, если разогреть яйцо в микроволновке и какие процессы в это время происходят, а особенно много стоит уделять времени тому, как вы сами, мудрый учитель, были когда-то школьником и чего-то не могли понять из курса химии, биологии, физики и других наук. Таким образом, ученики не только лучше запомнят правило, но и станут вам ближе.
Первая и главная задача учителя – научить ребенка учиться, ставить в жизни цели, уметь рефлексировать. Именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в компьютерной игре-шутере, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал великий полководец». И это лишь один очевидный пример.
При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей.
Этот простой и действенный способ при постоянной практике выведет ваши уроки на совершенно новый качественный уровень.
Кейс-стади
Метод кейс-стади - метод разбора конкретных ситуаций, который основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций из определённой области знаний.
С помощью использования этой технологии можно организовать живое и результативное обсуждение, дебаты, в которых мотивация у участников значительно выше, нежели при использовании классических лекций и семинаров. Отличительной особенностью этого метода Кейс-стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Помимо того, что участники в процессе изучения «кейсов» учатся внимательно анализировать ситуацию, они также обучаются мыслить креативно, нестандартно, а также развивают коммуникативные и социальные навыки, тренируются принимать решения.
Выбранный «кейс» должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать четко поставленной цели задания;
иметь соответствующий уровень трудности;
не устаревать слишком быстро;
быть актуальным на сегодняшний день;
иллюстрировать типичные ситуации, понятные и известные каждому;
развивать аналитическое мышление;
провоцировать дискуссию;
иметь несколько решений.
Основные методы кейс-технологий
Можно выделить следующие методы работы с кейсами для средней школы:
Кейс-инцидент — произошло некое из ряда вон выходящее событие, и нужно найти решение, позволяющее погасить его последствия.
Ситуационно-ролевые игры, например: игра «Суд присяжных», когда одна половина класса «оправдывает» Моцарта, а другая — Сальери. В качестве пояснения к данному методу хочется отметить, что задача педагога разделить учеников так, чтобы «защитники» не симпатизировали тому, кого защищают — в этом случае достигается большая эффективность.
Ситуационный анализ — в случае применения этого метода целесообразно будет предложить группам школьников из одного класса одну и ту же ситуацию, но в разные исторические моменты (к примеру, борьбу крестьянства за свободу в 1770-е, 1861-м и 1905-м годах).
Метод игрового проектирования. Основная его цель — в ходе игрового процесса самостоятельно смоделировать ситуации для кейсовых заданий. Наибольшую эффективность от использования этого метода можно получить, предлагая его ученикам 10-11 классов.
Метод дискуссии — применяется при достаточной подготовленности класса к аргументированному отстаиванию своей точки зрения. Включать этот метод в работу можно примерно через 3-4 месяца после начала работы с кейсами.
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
Первый этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Сторителлинг
Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.
Когда учитель применяет методику сторителлинга для проведения уроков, обучающиеся очень хорошо вовлекаются в процесс, получают более сильный заряд мотивации, начинают воспринимать процесс обучения как более полезный и привлекательный. Помимо этого, данный формат работы включает познавательную активность школьников, так как учебная информация подается в более простом и доступном виде.
Сторителлинг сегодня все чаще используется с применением интерактивных инструментов. Например, цифровой сторителлинг — это такой формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, майнд-мэп, инфографика).
С помощью цифрового сторителлинга можно сделать материал более наглядным и убедительным, смоделировать и продемонстрировать конкретную ситуацию, повысить вовлеченность учеников.
Существует два основных вида педагогического сторителлинга:
Классический сторителлинг, в котором идет речь о реальной жизненной ситуации (или придуманная история) рассказывается преподавателем самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции определённой информации, законов, теорий, правил, которые могут быть впоследствии записаны учащимися и законспектированы.
Активный сторителлинг
Преподавателем задаётся «канва истории», определяются её цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй. Обучающиеся в этом случае создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя, анализируют действия и ситуации, ищут пути выхода.
Таким образом, сторителлинг - отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Мозговой штурм
Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи.
Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная.
Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию даже учащихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает в учащихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие, взращивает культуру коммуникации и развивает навык участия в дискуссиях.
Этапы проведения мозгового штурма:
До штурма:
1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма — никакой критики! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).
2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.
Первый этап. Создание банка идей.
Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». После – перерыв на рефлексию: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.
Второй этап. Анализ идей
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
И опять небольшой перерыв.
Третий этап. Обработка результатов
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».) В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Примеры
А) Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололед. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.
Б) Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.
В) Гололед — причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.
Таким образом, метод «мозгового штурма» весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Для его применения не требуется предварительное обучение участников.
Майндмэп или карта мыслей
Карта мыслей — это способ визуального отображения информации, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу.
Карта мыслей строится в виде схематичного дерева. На схеме изображается центральный понятие, а от него ветвями отходят другие понятия, идеи, ключевые слова, образы.
Благодаря использованию цветов, рисунков и связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.
Пример Майндмэп
Как составить?
Составление карты мыслей можно разделить на несколько этапов:
Мозговой штурм. Находим базовую тему.
Наполнение. Выделяем ключевые темы, относящиеся к основной.
Конкретизация. Конкретизируем идеи, делаем пометки, сноски.
Как использовать на уроках?
С помощью майндмэпов можно научить школьников удобно обрабатывать и структурировать информацию, полученную на уроках. Это эффективная техника помогает визуализировать сложную и обширную информацию для более легкого запоминания.
Таким образом, можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее, либо сфокусироваться на деталях, или с помощью ассоциаций вспомнить что-то. При помощи карты мыслей можно конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты.
С помощью этих простых, но эффективных методов вы обязательно сможете разнообразить уроки, привлечь внимание учеников, мотивировать их и вовлечь в процесс.