Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204) Президент Российской Федерации среди первоочередных задач в сфере образования назвал «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
В Ростовской области создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи является приоритетным направлением развития системы образования.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по созданию в каждом субъекте Российской Федерации центра выявления и поддержки одаренных детей, с учетом опыта Образовательного центра «Сириус», в Ростовской области был создан региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» на базе областного центра дополнительного образования детей.
В целях стимулирования научно-исследовательской и проектной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей России в области современного образовательного пространствав ГБУ ДО РО «Ступени успеха» ежегодно организует и проводит многопрофильную научно-практическую конференцию молодых ученых и преподавателей «СТУПЕНИ УСПЕХА».
Цель конференции – изучение опыта в решении теоретических и прикладных задач современной науки; обсуждение актуальных проблем и перспектив развития современного образования для одаренных детей и молодежи.
Задачи конференции:
– выявление приоритетных направлений современной науки;
– повышение статуса научно-исследовательской деятельности в области образования;
– обсуждение актуальных вопросов и практики реализации образовательных программ научной направленности для одаренных детей;
– обобщение и распространение опыта работы с одаренными детьми посредством вовлечения их в научно-исследовательскую деятельность;
– развитие научного потенциала студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и молодых ученых;
– включение преподавателей образовательных организаций в научно-исследовательскую деятельность;
– формирование информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и практиков по направлениям работы конференции;
– содействие развитию творческого потенциала, созданию организационно-педагогических условий для инноваций, исследовательской и проектной деятельности, для проявления инициативы, научно-методических интересов;
– разработка и внедрение новых форм включения одарённых детей в интеллектуально-познавательную, физкультурно-спортивную и общественно-полезную деятельность;
– разработка инновационных подходов и практических рекомендаций по работе с одаренными детьми с целью дальнейшего научно-технологического развития Российской Федерации посредством создания эффективной системы укрепления и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
«СТУПЕНИ УСПЕХА»: сб. материалов I Многопрофильной научно-практической конференции молодых ученых и преподавателей «СТУПЕНИ УСПЕХА» / отв. ред. Е.А. Воронина; ГБУ ДО РО «Ступени успеха». – Ростов-на-Дону: Издательство ООО «ДГТУ-ПРИНТ», 2019. –209 с.
Программы ГБУ ДО РО «Ступени успеха» служат основой для организации личностно-дифференцированного обучения одаренных школьников, предусматривают проектную и творческо-исследовательскую деятельность учащихся, направлены на достижение метапредметных результатов обучения, позволяют реализовать горизонтальные межпредметные связи.
Программы призваны обобщить знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение того или иного предмета.
Актуальность программ заключается в необходимости расширения границ развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, выполнении социального заказа родителей и их детей.
Цели и задачи программы
Целью программ является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам высокого уровня, а также создание необходимых условий для поддержания одаренных детей и пропаганда научных знаний.
Задачами программы являются:
- развитие умений учащихся по обработке и интерпретации информации,
длительное время ее сохранять и систематизировать, оценивать достоверность;
- формирование исследовательских, творческих и экспериментальных навыков в области биологии;
- развитие практико-ориентированного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач;
- организация самостоятельной деятельности обучающихся.
- подготовка к участию в Всероссийской олимпиаде школьников, а также к другим олимпиадам и конкурсам высокого уровня.
Рабочая программа состоит из аннотации, контрольно-измерительных материалов, учебно-методического комплекса и календарно-тематического планирования.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
|
Аннотация |
1 |
Цели и задачи программы |
2 |
Содержательная характеристика программы |
3 |
Образовательные технологии |
4 |
Задания проектного и исследовательского характера, выполняемые в рамках программы |
5 |
Учебно-тематический план занятий |
6 |
Требования к условиям организации образовательного процесса |
7 |
Оценка реализации программы и образовательные результаты программы |
8 |
Требования к кадровому обеспечению |
9 |
Дидактические материалы к программе |
10 |
Электронные ресурсы программы |
11 |
Описание системы взаимодействия с партнерами |
12 |
Описание моделей постпрограммного сопровождения |
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены как для проверки результатов освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы по направлению «Наука», так и для планирования преподавателем дальнейшей образовательной стратегии. Данные КИМ позволяют провести независимую оценку приобретенных обучающимися знаний, умений и необходимых компетенций, заявленных образовательной программой.
Основной целью создания контрольно-измерительных материалов является установление соответствия уровня подготовки обучающихся на определенном этапе обучения требованиям дополнительной общеразвивающей образовательной программы.
Задачи КИМ:
КИМ являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса дополнительной общеразвивающей образовательной программы по…, представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.
Разработанный комплект контрольно-измерительных материалов использует следующие виды контроля, которые в полной мере удовлетворяют поставленной цели: входной; текущий; рубежный; итоговый.
В целях развития образовательной и научно-методической деятельности, повышения качества учебного процесса, а также выявления и сопровождения одаренных детей и молодежи, заключены соглашения о сотрудничестве со следующими организациями:
Разработанные в ГБУ ДО РО «Ступени успеха» стратегии развития обеспечивают комплексный подход к выявлению и сопровождению одаренных детей на всех этапах их развития.
В Центре организованы три формы обучения:
Очная форма обучения, занятия по которой проводятся непосредственно на базе ГБУ ДО РО «Ступени успеха»
Очная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий в Центре реализуется с помощью системы Moodle - модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды. Это занятия онлайн в режиме реального времени с использованием интернет-технологий независимо от местонахождения.
Для школьников, демонстрирующих успехи в точных, цифровых и естественных науках, в Центре организованы дополнительные общеразвивающие интенсивные образовательные программы.
В Региональном центре реализуется проект «Мобильный тьютор», который направлен на повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми. Команды педагогов Регионального центра на регулярной основе проводят методические семинары, мастер-классы, открытые занятия для педагогов и учащихся, выезжая в различные отдаленные районы Ростовской области.
Ниже представлен план-график мероприятий и образовательной деятельности ГБУ ДО РО «Ступени успеха» на 2020 год.
ГБУ ДО РО "Ступени успеха" осуществляет организацию и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, предоставляет обеспечение участия обучающихся Ростовской области во всероссийских, международных конкурсных мероприятиях.
ГБУ ДО РО "Ступени успеха" осуществляет подготовку и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, научно-практических конференций, консультаций и иных мероприятий по вопросам выявления и поддержки одаренных детей для педагогических работников.
В рамках мероприятий, направленных на поддержку одаренных детей ГБУ ДО РО «Ступени успеха», активно сотрудничая с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, проводит организованные выезды в рамках реализации проекта «Мобильный тьютор».
Преподавательский состав ГБУ ДО РО «Ступени успеха» проводит мастер-классы, в которые вовлекаются обучающиеся совместно с преподавателями.
За 2019 года были проведены следующие совместные мастер-классы:
Отдельно для учителей области за 2019 год были проведены мастер-классы известных популяризаторов науки:
Семинар-практикум с доцентом НИУ ВШЭ для учителей информатики.
Мастер-класс для учителей математики «Проекты и знания, полезные учителям математики» кандидата физико-математических наук, заведующего лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова РАН, Андреева Н.Н.
Семинар «Организация Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» в муниципальных образованиях Ростовской области. Подготовка участников конкурса»
Сотрудничество с Некоммерческим научно-просветительским проектом НаукаPRO:
Онлайн-лекция «Кого в России называли либералами?», к.и.н., Евгений Шандулин, преподаватель ГБУ ДО РО «Ступени успеха»
Онлайн-лекция «Опасные животные Ростовской области», к.б.н., Алексей Тихонов, преподаватель ГБУ ДО РО «Ступени успеха».
ГБУ ДО РО «Ступени успеха» ведет активную деятельность по заключению договоров о сотрудничестве
Реализация образовательных программ в рамках договоров о сотрудничестве и партнерских договоров:
2 группы обучающихся проекта “Яндекс.Лицей”
2 группы обучающихся проекта “Сетевая школа МФТИ. Физтех регионам”
ГБУ ДО РО «Ступени успеха» является площадкой практики Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета
ГБУ ДО РО «Ступени успеха» сотрудничает с государственным автономным учреждением Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования», которое осуществляет информационное и аналитическое сопровождение программ развития региональной системы образования, а также ведет работу по организации регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Официальный сайт государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Ростовской области «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» в сети Интернет https://stupeni-uspeha.ru/
ГБУ ДО РО «Ступени успеха» ведет активную работу в социальных сетях:
Группа ВКонтакте: https://vk.com/stupeni.uspeha
Инстаграм: @stupeni.uspeha