Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204) Президент Российской Федерации среди первоочередных задач в сфере образования назвал «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
В Ростовской области создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи является приоритетным направлением развития системы образования.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по созданию в каждом субъекте Российской Федерации центра выявления и поддержки одаренных детей, с учетом опыта Образовательного центра «Сириус», в Ростовской области был создан региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» на базе областного центра дополнительного образования детей.
В соответствии с национальным проектом «Успех каждого ребенка», в рамках которого ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся, к 2024 году охват обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет должен составлять не менее 80%.
Региональный центр выявления поддержки одаренных детей «Ступени успеха» ведет активную работу по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. Для этого в Центре реализуется три формы обучения: очная, очная с применением дистанционных образовательных технологий и очно-заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий по трем направлениям: «Спорт», «Наука» и «Искусство». Каждая программа разрабатывается в соответствии с актуальными запросами общества и целями, ради которых Центр и создавался. Помимо этого, Центр реализует часть мероприятий в сотрудничестве с индустриальными партнерами. Например, проект онлайн-лекций #ДОМАСПОЛЬЗОЙ, «Центр довузовской подготовки «ТАГМЕТ», региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» по актуальным для Ростовской области направлениям: «Агропромышленные и биотехнологии», «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», «Умный город и безопасность», «Современная энергетика». Для реализации этих задач привлекаются специалисты индустриальных партнеров из разных сфер деятельности, которые могут дать независимую экспертную оценку деятельности обучающихся и преподавателей. В число партнеров входят: ПАО «Ростелеком», АО «ТАГМЕТ», Росприроднадзор, ПАО КБ «Центр-инвест», ФГУП «ФЭО», ПАО «Россети ЮГ» ДГПБ, ЮНЦ РАН, Яндекс.Лицей, ИЦАЭ, «Ассоциация победителей олимпиад» и университеты-партнеры: ДГТУ, ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), РГУПС, СПбГУ, МФТИ, ЮРИУ РАНХиГС. С каждым партнером заключено соглашение о сотрудничестве и разработан индивидуальный маршрут развития партнерских отношений.
Региональный центр «Ступени успеха» подключен к системе «Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области».
Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Средствами индивидуализации обучения выступают как индивидуальные, так и групповые задания. В первую очередь, Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» в части организации образовательного процесса с точки зрения индивидуализации процесса обучения видит выполнение целей, ради которых он создавался – выявление и поддержка талантливой молодежи Ростовской области. Для этого программы, реализуемые в Центре, направлены на углубленное изучение предмета и олимпиадную подготовку к Всероссийской олимпиаде школьников и олимпиадам, внесенным в Перечень Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
С целью оказания методической поддержки педагогическим, руководящим и другим категориям работников муниципальных образовательных организаций во внедрении в практику их работы новых образовательных технологий и форм работы с одаренными детьми Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» реализует 2 проекта: «Мобильный тьютор» и #ДОМАСПОЛЬЗОЙ.
За период реализации проекта «Мобильный тьютор» в нем приняли участие 571 педагог из 55 муниципалитетов Ростовской области, что является 100% охватом по территории.
Справочная информация:
Комплекс мероприятий «Мобильный тьютор» - это проект, позволяющий обеспечить равные возможности всем обучающимся Ростовской области получить знания высокого уровня от наиболее авторитетных педагогов региона и Российской Федерации, а педагогам, работающим с обучающимися на местах, получить высококвалифицированную поддержку и повысить профессиональные компетенции.
Основная цель - организация и проведение мероприятий с детьми, направленных на повышение познавательной мотивации к дополнительным занятиям и участие в олимпиадах и конкурсах интеллектуальной направленности, а также оказание методической поддержки педагогическим, руководящим и другим категориям работников муниципальных образовательных организаций во внедрении в практику их работы новых образовательных технологий и форм работы с одаренными детьми.
Данный проект реализуется в двух форматах: очном и дистанционном.
При очной форме - группа педагогов, состоящая из преподавателей, руководителя проекта и педагогов-психологов, выезжает в территории области для проведения мастер-классов, направленных на углубление знаний в области предметных олимпиад, проведения психологических тренингов и точечной работы с педагогами, их методическая поддержка и сопровождение. При дистанционном формате - организация этих же мероприятий производится в онлайн-формате.
Видеолекции в рамках проекта #ДОМАСПОЛЬЗОЙ для преподавателей:
Общее количество просмотров лекций - 1286.
Помимо этого, организована возможность просмотра лекций в формате офлайн в разделе «Пресс-центр» - #ДОМАСПОЛЬЗОЙ.
Проведены методические семинары по организации и сопровождению мероприятий для муниципалитетов области:
Проведён ряд мастер-классов известных популяризаторов науки:
Семинар-практикум с доцентом НИУ ВШЭ для учителей информатики.
Мастер-класс для учителей математики «Проекты и знания, полезные учителям математики» кандидата физико-математических наук, заведующего лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова РАН, Андреева Н.Н.
Семинар «Организация Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» в муниципальных образованиях Ростовской области. Подготовка участников конкурса»
Сотрудничество с Некоммерческим научно-просветительским проектом НаукаPRO:
Онлайн-лекция «Кого в России называли либералами?», к.и.н., Евгений Шандулин, преподаватель ГБУ ДО РО «Ступени успеха»
Онлайн-лекция «Опасные животные Ростовской области», к.б.н., Алексей Тихонов, преподаватель ГБУ ДО РО «Ступени успеха».
В целях эффективного выявления и комплексного сопровождения одаренных детей в ГБУ ДО РО «Ступени успеха» 07.10.2019 года создан отдел психологической службы. Кадровый ресурс отдела представлен пятью специалистами с базовым высшим психологическим образованием. Два педагога-психолога имеют высшую квалификационную категорию с опытом работы свыше 15 лет.
Индивидуальные консультации и психокоррекционные занятия проводятся специалистами в случае кризисных состояний, при адаптации на интенсивных образовательных сменах, при подготовке к олимпиадам и конкурсам, как помощь в профессиональном самоопределении, при запросах, обучающихся и их родителей на оптимизацию детско-родительских отношений. Всего проведено 120 консультаций с детьми и родителями.
Организована постоянная групповая просветительская и коррекционная работа в форме тренингов по развитию коммуникативных и социальных навыков, профориентации, повышению уровня эмоционального интеллекта и интеллектуальных способностей, в которой приняли участие 850 обучающихся. Специалисты психологической службы разработали цикл онлайн-тренингов «Развитие социальных и коммуникативных навыков SOFT SKILLS -НАВЫКИ XXI ВЕКА». Реализуется программа «Развитие интеллектуальных способностей» для обучающихся 6-8 классов. Программа содействует развитию у обучающихся интеллектуальных способностей, а также целенаправленному развитию познавательных психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, раскрытию интеллектуального потенциала каждого ребенка.
Ежегодно все обучающиеся ГБУ ДО РО «Ступени успеха» участвуют в диагностических обследованиях, направленных как на выявление «группы риска», так и на определение способностей, профнаправленности, особенностей познавательной сферы.
Специалистами центра проводятся лекции для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, развитию родительских навыков по сопровождению развития творчества и способностей ребенка.
Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» обладает возможностью принимать на обучение по дополнительным общеразвивающим программам по направлению «Наука» обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, либо являющихся инвалидами. Для этого в учреждении предусмотрено наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно элементы доступной среды (в частности полозья для доступа в учреждение инвалидной коляски, возможность входа в учреждения через дополнительный вход, а также специализированные условия уборной. Помимо этого, в Центре функционирует отдел очной формы обучения с применением дистанционных технологий, который позволяет обучаться удаленно без постоянного посещения Центра. Обучение в данном случае реализуется с помощью системы Moodle - модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды и предустановленной платформы видеоконференцсвязи. Занятия проходят в режиме реального времени с использованием интернет-технологий независимо от местонахождения.
Обучающихся, имеющие ограниченные возможности здоровья, либо являющиеся инвалидами, могут принимать участие по согласованию с организаторами в конкурсных мероприятиях, оператором которых является Региональный центр «Ступени успеха». Так, благодаря эффективному взаимодействию с ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» и организатором Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» (Образовательный фонд «Талант и успех») в 2021 году, обучающийся интерната, имеющий ограниченные возможности здоровья, принял участие в региональном и заключительном этапе конкурса, показав высокий результат.
Центр помогает обучающимся посредством привлечения университетов и индустриальных партнеров: организация онлайн-лекториев с представителями разных профессий, проведение мероприятий, экспертами которых являются представители индустриальных партнеров, а также психолого-педагогическое сопровождение – Центром разработан и реализуется интерактивный профориентационный квест «Формула будущей профессии». За все время было охвачено 128 человек.
Весь спектр мероприятий помогает обучающимся разобраться в своих склонностях и узнать, где их можно применить.
Региональный центр «Ступени успеха» работает в рамках 3-х направлений: «Спорт», «Наука» и «Искусство». Для успешной реализации которых сотрудничает с министерством общего и профессионального образования Ростовской области, министерством культуры Ростовской области и министерством по физической культуре и спорту Ростовской области. Помимо этого, заключены соглашения о сотрудничестве с 55 муниципалитетами области и школами, Шахматной федерацией Ростовской области.
На текущий момент Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» заключил 127 соглашений о сотрудничестве, в том числе и с индустриальными партнерами, среди которых: ПАО «Ростелеком», АО «ТАГМЕТ», Росприроднадзор, ПАО КБ «Центр-инвест», ФГУП «ФЭО», ПАО «Россети ЮГ» ДГПБ, ЮНЦ РАН, Яндекс.Лицей, ИЦАЭ, «Ассоциация победителей олимпиад», «Университет талантов», «150 культур Дона», МФТИ, ООО «Альфабетмедиа», ЮФУ, «Шахматная федерация Ростовской области», ООО «Рнд-софт», «Живая классика», ВЦХТ, ИЦАЭ, ДГТУ.
Центр является куратором в муниципалитетах по внедрению модели вовлечения общественно-деловых объединений, представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновление образовательных программ.
Сведения о достижениях детей учитываются посредством мониторинга их внесения в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности по направлениям «Наука», «Искусство», «Спорт», в том числе сведения об участии детей региона в профильных образовательных программах Образовательного центра «Сириус», Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы».
На текущую дату (28.04.2021 г.) в Государственном информационном ресурсе о детях, проявивших выдающиеся способности, внесено 11 779 записей.
Имеют звание Победителя или Призера – 5 652.
1939 – записей принадлежат обучающимся ГБУ ДО РО «Ступени успеха», из которых 420 обучающихся имеют звание Победителя или Призера.
1521 запись – участники Всероссийской олимпиаде школьников.
418 – участники, победители и призеры олимпиад и конкурсов, включенных в Государственный информационный ресурс.
Перечень олимпиад, в соответствии с которыми обучающиеся центра внесены в Государственный информационный ресурс:
С момента открытия Центра 2911 человек прошли обучение по дополнительным общеразвивающих образовательным программам.
Программы центра предполагают индивидуализацию обучения посредством разработки и реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ олимпиадной подготовки, что позволяет построить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
Обучающихся, имеющие ограниченные возможности здоровья, либо являющиеся инвалидами, могут принимать участие по согласованию с организаторами в конкурсных мероприятиях, оператором которых является Региональный центр «Ступени успеха». Так, благодаря эффективному взаимодействию с ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» и организатором Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» (Образовательный фонд «Талант и успех») в 2021 году, обучающийся интерната, имеющий ограниченные возможности здоровья, принял участие в региональном и заключительном этапе конкурса, показав высокий результат.
В целях стимулирования научно-исследовательской и проектной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей России в области современного образовательного пространствав ГБУ ДО РО «Ступени успеха» ежегодно организует и проводит многопрофильную научно-практическую конференцию молодых ученых и преподавателей «СТУПЕНИ УСПЕХА».
Цель конференции – изучение опыта в решении теоретических и прикладных задач современной науки; обсуждение актуальных проблем и перспектив развития современного образования для одаренных детей и молодежи.
Задачи конференции:
– выявление приоритетных направлений современной науки;
– повышение статуса научно-исследовательской деятельности в области образования;
– обсуждение актуальных вопросов и практики реализации образовательных программ научной направленности для одаренных детей;
– обобщение и распространение опыта работы с одаренными детьми посредством вовлечения их в научно-исследовательскую деятельность;
– развитие научного потенциала студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и молодых ученых;
– включение преподавателей образовательных организаций в научно-исследовательскую деятельность;
– формирование информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и практиков по направлениям работы конференции;
– содействие развитию творческого потенциала, созданию организационно-педагогических условий для инноваций, исследовательской и проектной деятельности, для проявления инициативы, научно-методических интересов;
– разработка и внедрение новых форм включения одарённых детей в интеллектуально-познавательную, физкультурно-спортивную и общественно-полезную деятельность;
– разработка инновационных подходов и практических рекомендаций по работе с одаренными детьми с целью дальнейшего научно-технологического развития Российской Федерации посредством создания эффективной системы укрепления и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
«СТУПЕНИ УСПЕХА»: сб. материалов I Многопрофильной научно-практической конференции молодых ученых и преподавателей «СТУПЕНИ УСПЕХА» / отв. ред. Е.А. Воронина; ГБУ ДО РО «Ступени успеха». – Ростов-на-Дону: Издательство ООО «ДГТУ-ПРИНТ», 2019. –209 с.
Программы ГБУ ДО РО «Ступени успеха» служат основой для организации личностно-дифференцированного обучения одаренных школьников, предусматривают проектную и творческо-исследовательскую деятельность учащихся, направлены на достижение метапредметных результатов обучения, позволяют реализовать горизонтальные межпредметные связи.
Программы призваны обобщить знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение того или иного предмета.
Актуальность программ заключается в необходимости расширения границ развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, выполнении социального заказа родителей и их детей.
Цели и задачи программы
Целью программ является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам высокого уровня, а также создание необходимых условий для поддержания одаренных детей и пропаганда научных знаний.
Задачами программы являются:
- развитие умений учащихся по обработке и интерпретации информации,
длительное время ее сохранять и систематизировать, оценивать достоверность;
- формирование исследовательских, творческих и экспериментальных навыков в области биологии;
- развитие практико-ориентированного мышления и умения работать в коллективе в процессе выполнения практико-ориентированных задач;
- организация самостоятельной деятельности обучающихся.
- подготовка к участию в Всероссийской олимпиаде школьников, а также к другим олимпиадам и конкурсам высокого уровня.
Рабочая программа состоит из аннотации, контрольно-измерительных материалов, учебно-методического комплекса и календарно-тематического планирования.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
|
Аннотация |
1 |
Цели и задачи программы |
2 |
Содержательная характеристика программы |
3 |
Образовательные технологии |
4 |
Задания проектного и исследовательского характера, выполняемые в рамках программы |
5 |
Учебно-тематический план занятий |
6 |
Требования к условиям организации образовательного процесса |
7 |
Оценка реализации программы и образовательные результаты программы |
8 |
Требования к кадровому обеспечению |
9 |
Дидактические материалы к программе |
10 |
Электронные ресурсы программы |
11 |
Описание системы взаимодействия с партнерами |
12 |
Описание моделей постпрограммного сопровождения |
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены как для проверки результатов освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы по направлению «Наука», так и для планирования преподавателем дальнейшей образовательной стратегии. Данные КИМ позволяют провести независимую оценку приобретенных обучающимися знаний, умений и необходимых компетенций, заявленных образовательной программой.
Основной целью создания контрольно-измерительных материалов является установление соответствия уровня подготовки обучающихся на определенном этапе обучения требованиям дополнительной общеразвивающей образовательной программы.
Задачи КИМ:
КИМ являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса дополнительной общеразвивающей образовательной программы по…, представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.
Разработанный комплект контрольно-измерительных материалов использует следующие виды контроля, которые в полной мере удовлетворяют поставленной цели: входной; текущий; рубежный; итоговый.
В целях развития образовательной и научно-методической деятельности, повышения качества учебного процесса, а также выявления и сопровождения одаренных детей и молодежи, заключены соглашения о сотрудничестве со следующими организациями:
Разработанные в ГБУ ДО РО «Ступени успеха» стратегии развития обеспечивают комплексный подход к выявлению и сопровождению одаренных детей на всех этапах их развития.
В Центре организованы три формы обучения:
Очная форма обучения, занятия по которой проводятся непосредственно на базе ГБУ ДО РО «Ступени успеха»
Очная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий в Центре реализуется с помощью системы Moodle - модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды. Это занятия онлайн в режиме реального времени с использованием интернет-технологий независимо от местонахождения.
Для школьников, демонстрирующих успехи в точных, цифровых и естественных науках, в Центре организованы дополнительные общеразвивающие интенсивные образовательные программы.
В Региональном центре реализуется проект «Мобильный тьютор», который направлен на повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми. Команды педагогов Регионального центра на регулярной основе проводят методические семинары, мастер-классы, открытые занятия для педагогов и учащихся, выезжая в различные отдаленные районы Ростовской области.
Ниже представлен план-график мероприятий и образовательной деятельности ГБУ ДО РО «Ступени успеха» на 2021 год.
ГБУ ДО РО "Ступени успеха" осуществляет организацию и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, предоставляет обеспечение участия обучающихся Ростовской области во всероссийских, международных конкурсных мероприятиях.
ГБУ ДО РО "Ступени успеха" осуществляет подготовку и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, научно-практических конференций, консультаций и иных мероприятий по вопросам выявления и поддержки одаренных детей для педагогических работников.
В рамках мероприятий, направленных на поддержку одаренных детей ГБУ ДО РО «Ступени успеха», активно сотрудничая с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, проводит организованные выезды в рамках реализации проекта «Мобильный тьютор».
Преподавательский состав ГБУ ДО РО «Ступени успеха» проводит мастер-классы, в которые вовлекаются обучающиеся совместно с преподавателями.
ГБУ ДО РО «Ступени успеха» ведет активную деятельность по заключению договоров о сотрудничестве
Реализация образовательных программ в рамках договоров о сотрудничестве и партнерских договоров:
2 группы обучающихся проекта “Яндекс.Лицей”
2 группы обучающихся проекта “Сетевая школа МФТИ. Физтех регионам”
ГБУ ДО РО «Ступени успеха» является площадкой практики Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета
ГБУ ДО РО «Ступени успеха» сотрудничает с государственным автономным учреждением Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования», которое осуществляет информационное и аналитическое сопровождение программ развития региональной системы образования, а также ведет работу по организации регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Официальный сайт государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Ростовской области «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» в сети Интернет https://stupeni-uspeha.ru/
ГБУ ДО РО «Ступени успеха» ведет активную работу в социальных сетях:
Группа ВКонтакте: https://vk.com/stupeni.uspeha
Инстаграм: @stupeni.uspeha